Евангелие напрестольное 1575 года, известное также как Виленское Евангелие, напечатанное в Вильне Петром Тимофеевичем Мстиславцем, — одно из самых красивых старопечатных изданий в собрании редкой книги Музея Москвы.
Пётр Тимофеевич вместе с московским первопечатником Иваном Фёдоровым напечатал в 1564 году первую датированную русскую книгу «Апостол». В 1569 году переехал в Вильну, где с помощью богатых горожан Зарецких и православных купцов Мамоничей создал типографию. Здесь 30 марта 1575 года и увидело свет Евангелие напрестольное. Общий тираж книги составил примерно 1200 экземпляров, до наших дней сохранилось только около 110.
Евангелие напрестольное содержит текст Четвероевангелия (Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и указатель евангельских чтений. Книгу использовали на торжественных богослужениях. В качестве переплета для таких книг использовались доски, обтянутые дорогой тканью, с медными или серебряными накладками с изображениями распятия в центре и четырех евангелистов по углам передней крышки. Переплет Евангелия обтянут малиновым бархатом, декоративные накладки утрачены. Работая над Евангелием, Пётр Мстиславец показал себя искусным мастером. Для издания он создал красивый четкий шрифт, скопированный с крупного полуустава (тип кириллического письма, отличающийся мягкостью линий) русских рукописей. В заставках текста встречаются растительные элементы: шишки, желуди, ягоды, лопнувшие плоды граната. Украшением книги стали цельностраничные гравюры с изображением четырех евангелистов. Рамки вокруг них отличаются большой сложностью: колонны, на которые опирается свод, и диковинные фигуры зверей.
На мастера, несомненно, оказали влияние книги западноевропейской печати XVI века, хотя во многом издание продолжает традиции московского книгопечатания. В XIX — начале XX века Евангелие принадлежало семье крупных фабрикантов, общественных деятелей и меценатов Бардыгиных и хранилось в Егорьевске. После революции 1917 года Бардыгины уехали во Францию, а Евангелие напрестольное попало в библиотеку Всесоюзной академии архитектуры и уже оттуда — в Музей Москвы.