Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Интерактивный музей книги»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Евангелие, 1763

Время создания
1763
Место создания
Москва: Синодальная типография
Размер
36x22,5 см
22,5х36х10 см
5
Открыть в приложении
#1
#4

Евангелие служебное.
Москва: Синодальная типография, 1763.

#3
Каждое из четырех Евангелий открывают иллюстрации с изображением апостолов, подписанные «Гравировалъ Василеи Iконниковъ. рис: Семенъ Второвъ 1757 года». Мастера, получившие академическое художественное образование, трудились в Рисовальной палате — подразделении Московской синодальной типографии (функционировало с 1756 года). Василий Иконников в год выхода книги (1763) — подмастерье; перед этим учился в Славяно-греко-латинской академии и в гравировальной палате Академии наук в Петербурге. Со временем перехошел в ранг наставников. Его гравюры, как и рисунки Семена Второва, определяли стиль иллюстраций кириллических богослужебных книг на протяжении нескольких десятилетий.
#9
Техника, в которой выполнены иллюстрации, — гравюра на меди (офорт). Изображение получают методом глубокой печати: рисунок протравливается на медной пластине, затем на нее наносится краска. Перед тиражированием краску убирают с непротравленной, ровной поверхности, а оттиск на влажной бумаге дает пигмент, попавший в углубления. Возможности, которые открывает техника офорта, — разнообразие штриха, возможность получить линии разной толщины и интенсивности, как следствие — значительная пластичность рисунка.

Гравюра на меди стала использоваться в богослужебных кириллических книгах с начала XVIII века: не только техника, но и стилистика изображений сформировались как результат заимствования традиций западной книжной культуры, в частности, благодаря активному бытованию в русской среде иллюстрированных изданий Библии европейской печати. Среди книг, ставших эталонами для русских иллюстраторов, — Библия Кристофа Вайгеля (Johann Christoph Weigel. Biblia Ectypa), отпечатанная в 1695 году в Аугсбурге с последующими переизданиями (сюжеты изложены в картинках, без текста). 
#5
Библия. Кристоф Вайгель (Biblia Ectypa. Johann Christoph Weigel) / bsb-muenchen.de
#10
К референсным относят и образы евангелистов из иллюстрированной Библии Маттеуса Мериана Старшего (Matthäus Merian. Icones Biblicae. 1627):
#7
Новый Завет. Маттеус Мериан Старший. (Matthaeus Merian der Ältere. Icones Biblicae. Novi Testamenti D.N. Jesu Christi) / staatsbibliothek-bamberg.de
#11
Еще один прототип книжной гравюры Синодальной типографии — Библия Николаса Иоанниса Пискатора (Claes Janszoon Visscher. Theatrum Biblicum. 1650), выдержавшая шесть переизданий. Влияние иллюстраций этого альбома-увража вышло далеко за пределы книжной традиции: позаимствованные из него образы находят отражение в иконописи, монументальной живописи, декоративно-прикладном искусстве.
#6
Библия. Николас Иоаннис Пискатор (Theatrum Biblicum. Claes Janszoon Visscher) / archive.org
#12
Художественные возможности техники офорта в полной мере реализованы в гравюрах Евангелия Синодальной типографии. Глубина пространства передана перспективой и подчеркнутой объемностью фигур святых на переднем плане. Динамичность сцены задана светотеневыми контрастами и энергичностью движений персонажей. В некоторых случаях не только технические приемы, но и композиционные решения выглядят родственными западноевропейским, как в случае гравюры евангелиста Луки с тельцом у Пискатора и в Синодальном Евангелии:
#8
1. Библия. Николас Иоаннис Пискатор (Theatrum Biblicum. Claes Janszoon Visscher).
2. Евангелие служебное. Москва: Синодальная типография. 1763.
#14
Характерная особенность синодальных иллюстраций — обрамление в виде широких рамок, сложенных из рокайльных завитков (декоративных узоров, имитирующих ракушки, камни и свитки):
#15
Евангелие служебное. Москва: Синодальная типография. 1763.
#13
Подробно об иллюстрациях в богослужебных книгах синодальной печати можно прочесть в диссертационном исследовании Л. Н. Васильевой «Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии XVIII–XIX веков» (2004).

читать дальшескрыть

Евангелие, 1763

Время создания
1763
Место создания
Москва: Синодальная типография
Размер
36x22,5 см
22,5х36х10 см
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%