1 / 8
Евангелие, 1763
Время создания
1763
Место создания
Москва: Синодальная типография
Размер
36x22,5 см
22,5х36х10 см
22,5х36х10 см
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
#4
Евангелие служебное.
#3
Каждое из четырех Евангелий открывают иллюстрации с изображением апостолов, подписанные «Гравировалъ Василеи Iконниковъ. рис: Семенъ Второвъ 1757 года». Мастера, получившие академическое художественное образование, трудились в Рисовальной палате — подразделении Московской синодальной типографии (функционировало с 1756 года). Василий Иконников в год выхода книги (1763) — подмастерье; перед этим учился в Славяно-греко-латинской академии и в гравировальной палате Академии наук в Петербурге. Со временем перехошел в ранг наставников. Его гравюры, как и рисунки Семена Второва, определяли стиль иллюстраций кириллических богослужебных книг на протяжении нескольких десятилетий.
#9
Техника, в которой выполнены иллюстрации, — гравюра на меди (офорт). Изображение получают методом глубокой печати: рисунок протравливается на медной пластине, затем на нее наносится краска. Перед тиражированием краску убирают с непротравленной, ровной поверхности, а оттиск на влажной бумаге дает пигмент, попавший в углубления. Возможности, которые открывает техника офорта, — разнообразие штриха, возможность получить линии разной толщины и интенсивности, как следствие — значительная пластичность рисунка.
Гравюра на меди стала использоваться в богослужебных кириллических книгах с начала XVIII века: не только техника, но и стилистика изображений сформировались как результат заимствования традиций западной книжной культуры, в частности, благодаря активному бытованию в русской среде иллюстрированных изданий Библии европейской печати. Среди книг, ставших эталонами для русских иллюстраторов, — Библия Кристофа Вайгеля (Johann Christoph Weigel. Biblia Ectypa), отпечатанная в 1695 году в Аугсбурге с последующими переизданиями (сюжеты изложены в картинках, без текста).
Гравюра на меди стала использоваться в богослужебных кириллических книгах с начала XVIII века: не только техника, но и стилистика изображений сформировались как результат заимствования традиций западной книжной культуры, в частности, благодаря активному бытованию в русской среде иллюстрированных изданий Библии европейской печати. Среди книг, ставших эталонами для русских иллюстраторов, — Библия Кристофа Вайгеля (Johann Christoph Weigel. Biblia Ectypa), отпечатанная в 1695 году в Аугсбурге с последующими переизданиями (сюжеты изложены в картинках, без текста).
#5
Библия. Кристоф Вайгель (Biblia Ectypa. Johann Christoph Weigel) / bsb-muenchen.de
#10
К референсным относят и образы евангелистов из иллюстрированной Библии Маттеуса Мериана Старшего (Matthäus Merian. Icones Biblicae. 1627):
#7
Новый Завет. Маттеус Мериан Старший. (Matthaeus Merian der Ältere. Icones Biblicae. Novi Testamenti D.N. Jesu Christi) / staatsbibliothek-bamberg.de
#11
Еще один прототип книжной гравюры Синодальной типографии — Библия Николаса Иоанниса Пискатора (Claes Janszoon Visscher. Theatrum Biblicum. 1650), выдержавшая шесть переизданий. Влияние иллюстраций этого альбома-увража вышло далеко за пределы книжной традиции: позаимствованные из него образы находят отражение в иконописи, монументальной живописи, декоративно-прикладном искусстве.
#6
Библия. Николас Иоаннис Пискатор (Theatrum Biblicum. Claes Janszoon Visscher) / archive.org
#12
Художественные возможности техники офорта в полной мере реализованы в гравюрах Евангелия Синодальной типографии. Глубина пространства передана перспективой и подчеркнутой объемностью фигур святых на переднем плане. Динамичность сцены задана светотеневыми контрастами и энергичностью движений персонажей. В некоторых случаях не только технические приемы, но и композиционные решения выглядят родственными западноевропейским, как в случае гравюры евангелиста Луки с тельцом у Пискатора и в Синодальном Евангелии:
#8
1. Библия. Николас Иоаннис Пискатор (Theatrum Biblicum. Claes Janszoon Visscher).
2. Евангелие служебное. Москва: Синодальная типография. 1763.
2. Евангелие служебное. Москва: Синодальная типография. 1763.
#14
Характерная особенность синодальных иллюстраций — обрамление в виде широких рамок, сложенных из рокайльных завитков (декоративных узоров, имитирующих ракушки, камни и свитки):
#15
Евангелие служебное. Москва: Синодальная типография. 1763.
#13
Подробно об иллюстрациях в богослужебных книгах синодальной печати можно прочесть в диссертационном исследовании Л. Н. Васильевой «Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии XVIII–XIX веков» (2004).
читать дальшескрыть
Евангелие, 1763
Время создания
1763
Место создания
Москва: Синодальная типография
Размер
36x22,5 см
22,5х36х10 см
22,5х36х10 см
Коллекция
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться