После длительного периода упадка, в котором находилась русская скульптура в девятнадцатом веке, ее неожиданный расцвет в двадцатом в значительной мере был обусловлен творчеством трех женщин-скульпторов — Анны Голубкиной, Веры Мухиной, Сарры Лебедевой, имевших мужество отстаивать свое пластическое видение мира.
Е.В. Пастернак
Время создания
Вторая половина 1950-х
Размер
22x13,5x22 см
Техника
Гипс
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Лебедева С.Д.
Е.В. Пастернак
#2
#3
Наследие Сарры Дмитриевны Лебедевой (1892–1967) сравнительно невелико. Но оно настолько насыщенно, сосредоточенно, что в целом складывается в значительное явление.
#11
Сарра Лебедева
Мухина, живя в Париже, занималась у Бурделя. Лебедева, которой не удалось поступить в Академию, у великих непосредственно не училась — ее учителем стала мировая культура и мандельштамовская тоска по ней (младшая сестра Лебедевой была замужем за младшим братом Осипа Мандельштама). Возможно, именно свобода от многих влияний позволила ей стать неординарным мастером, скульптором, создавшим собственный мир пластических образов.
#6
Накануне Великой (Первой мировой) войны она, начинающая художница, два года путешествовала по Европе, благо семейные обстоятельства (отец был видным финансистом, членом правления Азовско-Донского коммерческого банка) позволяли совершить такой «гран тур», и запас впечатлений 1911–1912 годов питал ее творчество чуть ли не всю жизнь.
#7
В годы Великой Отечественной войны и в последующее время Лебедева успешно работает как портретист. Ею созданы скульптурные образы А.Т. Твардовского, В.Е. Татлина, Б.Л. Пастернака.
#12
Сарра Лебедева в мастерской
#8
Это ее любимый жанр — портрет современника, и непременно с натуры. С натурой она в глубоком контакте, в напряженном диалоге один на один с моделью. Ничего приблизительного, никаких общих мест, никакой идеализации, никакой оглядки на моду. Характерно, что Лебедева не искала композиции в процессе творчества, натура предлагала ей готовое единственно возможное решение. Ее решения окончательны и целостны даже в этюдах и набросках.
#9
Законченную, плотную поверхность скульптуры она любила процарапывать, прорисовывать, придавая ей дополнительную остроту. Обычно форма в процессе лепки наращивалась, но иногда неожиданно смело изымалась, и тогда пустоты включались в пластическую композицию.
#10
Евгения Владимировна Пастернак (в девичестве Лурье) (1898—1965) — художница, первая жена Бориса Леонидовича Пастернака. Её портрет отличает естественность и достоверность, в ней, её позе выявляется задумчивость, глубинные духовные переживания. Экспрессивная лепка это лишь подчеркивает — Лебедева любила сочетание выпуклых и углубленных форм, обогащающих пластику.
читать дальшескрыть
Е.В. Пастернак
Время создания
Вторая половина 1950-х
Размер
22x13,5x22 см
Техника
Гипс
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться