Степан Григорьевич Писахов (1879—1960) — художник и этнограф, автор оригинальных сказок, всю жизнь воспевавший русский Север. Его отец, хозяин ювелирной мастерской в Архангельске, мечтал дать сыну надежную профессию — если не ювелира, то хотя бы врача или учителя. Стремясь выбить из головы юноши мечты о карьере художника, Писахов-старший запрещал ему не только учиться рисовать, но даже читать книги.
Строгие запреты привели к тому, что 20-летний молодой человек сбежал из дома без гроша в кармане. Добравшись до Петербурга, он устроился вольнослушателем в Художественное училище имени А. Л. Штиглица. Старый ювелир, не теряя надежды вернуть блудного сына домой, назначил ему нищенское содержание. Три года он жил впроголодь, но был счастлив, так как имел возможность брать уроки у академика Александра Новоскольцева.
В 1905 году за сочувствие восставшим рабочим Писахова исключили из училища. Так началась одиссея художника длиной почти в 25 лет. Он изъездил почти весь Север России, побывал в Турции, Египте, на Святой земле, некоторое время посещал Свободную академию художеств в Париже, где окончательно пришел к выводу, что с модернистами ему не по пути.
На выставке работ художника, проходившей в 1910 году в Риме, публика была потрясена серебряным сиянием, исходившим от полотен. В ответ на похвалы мастер скромно улыбался и говорил, что это «север дает». Илья Репин посетил выставку картин Писахова в Петербурге и выразил Степану Григорьевичу восхищение.
В 1914 году Писахов принимал участие в морской экспедиции, искавшей Георгия Седова. Спустя 14 лет художник на борту ледокольного парохода «Георгий Седов», разыскивавшего экспедицию Умберто Нобиле, посетил Землю Франца-Иосифа. Судно 812 дней дрейфовало во льдах, а Степан Писахов с увлечением рисовал этюды и писал путевые очерки. Особенно его поразили желтые цветы, пробивавшиеся прямо из-под снега.
Каждому из 50 членов команды художник подарил написанный на камне этюд «Ледокольный пароход „Георгий Седов“ у Земли Франца-Иосифа». Картина выполнена в оригинальной манере, напоминающей прием «нон-финито», который часто использовали мастера эпохи Возрождения. Но если у Микеланджело из мраморной глыбы вырастала скульптура, то Писахов гармонично объединил живопись и рельефную поверхность камня.
Изображение парохода производит впечатление объемного и четко выделяется на фоне серебристого сияния фона. При этом зритель видит лишь часть борта, нос, вспарывающий ледяную твердь, и трубу, из которой валит сизый дым, корма судна кажется спрятанной в камне. Этот экземпляр этюда передал музею старший радист ледокола Евгений Николаевич Гиршевич. В Северном музее хранится два камня-этюда, еще несколько есть в разных музеях Архангельской области.
Степан Григорьевич Писахов прожил долгую жизнь. Он учил детей рисованию, писал сказки на основе северного фольклора. Признание литературного таланта пришло к нему после 60 лет. В памяти современников Степан Григорьевич остался добрым чудаком в поношенной одежде, творившим кистью настоящие чудеса.
Строгие запреты привели к тому, что 20-летний молодой человек сбежал из дома без гроша в кармане. Добравшись до Петербурга, он устроился вольнослушателем в Художественное училище имени А. Л. Штиглица. Старый ювелир, не теряя надежды вернуть блудного сына домой, назначил ему нищенское содержание. Три года он жил впроголодь, но был счастлив, так как имел возможность брать уроки у академика Александра Новоскольцева.
В 1905 году за сочувствие восставшим рабочим Писахова исключили из училища. Так началась одиссея художника длиной почти в 25 лет. Он изъездил почти весь Север России, побывал в Турции, Египте, на Святой земле, некоторое время посещал Свободную академию художеств в Париже, где окончательно пришел к выводу, что с модернистами ему не по пути.
На выставке работ художника, проходившей в 1910 году в Риме, публика была потрясена серебряным сиянием, исходившим от полотен. В ответ на похвалы мастер скромно улыбался и говорил, что это «север дает». Илья Репин посетил выставку картин Писахова в Петербурге и выразил Степану Григорьевичу восхищение.
В 1914 году Писахов принимал участие в морской экспедиции, искавшей Георгия Седова. Спустя 14 лет художник на борту ледокольного парохода «Георгий Седов», разыскивавшего экспедицию Умберто Нобиле, посетил Землю Франца-Иосифа. Судно 812 дней дрейфовало во льдах, а Степан Писахов с увлечением рисовал этюды и писал путевые очерки. Особенно его поразили желтые цветы, пробивавшиеся прямо из-под снега.
Каждому из 50 членов команды художник подарил написанный на камне этюд «Ледокольный пароход „Георгий Седов“ у Земли Франца-Иосифа». Картина выполнена в оригинальной манере, напоминающей прием «нон-финито», который часто использовали мастера эпохи Возрождения. Но если у Микеланджело из мраморной глыбы вырастала скульптура, то Писахов гармонично объединил живопись и рельефную поверхность камня.
Изображение парохода производит впечатление объемного и четко выделяется на фоне серебристого сияния фона. При этом зритель видит лишь часть борта, нос, вспарывающий ледяную твердь, и трубу, из которой валит сизый дым, корма судна кажется спрятанной в камне. Этот экземпляр этюда передал музею старший радист ледокола Евгений Николаевич Гиршевич. В Северном музее хранится два камня-этюда, еще несколько есть в разных музеях Архангельской области.
Степан Григорьевич Писахов прожил долгую жизнь. Он учил детей рисованию, писал сказки на основе северного фольклора. Признание литературного таланта пришло к нему после 60 лет. В памяти современников Степан Григорьевич остался добрым чудаком в поношенной одежде, творившим кистью настоящие чудеса.