Великий певец Севера, сказочник, художник, путешественник — Степан Григорьевич Писахов — выходец из еврейской мещанской семьи, приобщился к живописи вопреки чаяниям родных. Отец будущего мастера и неутомимого странника видел его человеком более приземленных занятий — сапожником. Но Степан Георгиевич не оправдал его ожиданий.
В 1939-м, в эпоху активного освоения Севера, в Архангельске открылась выставка, где экспонировались работы Постникова, Гужова и других местных художников, включая Писахова. На ней мастер представил картину «Ледопароход „Седов“ у Земли Франца-Иосифа», посвященную юбилею легендарной экспедиции ледокола. Тогда, более десятка лет назад, 26 июня «Георгий Седов» вышел из Архангельска на промысел морского зверя с попутной задачей исследовать пути его миграции. Писахов принимал участие в том походе.
В 1939-м, в эпоху активного освоения Севера, в Архангельске открылась выставка, где экспонировались работы Постникова, Гужова и других местных художников, включая Писахова. На ней мастер представил картину «Ледопароход „Седов“ у Земли Франца-Иосифа», посвященную юбилею легендарной экспедиции ледокола. Тогда, более десятка лет назад, 26 июня «Георгий Седов» вышел из Архангельска на промысел морского зверя с попутной задачей исследовать пути его миграции. Писахов принимал участие в том походе.
Несколькими месяцами ранее, 23 мая 28-го года, в сторону Северного полюса вылетел дирижабль «Италия». На его борту находилась итальянская исследовательская экспедиция, которой руководил генерал Умберто Нобиле. Конечной цели дирижабль достиг, но на обратном пути случилась драма: оболочка дирижабля, намокшая от дождя, покрылась слоем льда, и цеппелин, резко отяжелев, начал снижаться со скоростью 0,5 метра в секунду.
Аэронавты пытались остановить падение, но им это не удалось. Примерно в половине одиннадцатого утра 25 мая гондола дирижабля врезалась в торос и оторвалась. Дирижабль, на борту которого находилось 6 человек («группа Алессандрини») и большая часть снаряжения, унесло в восточном направлении, бросив на льду большинство членов экипажа. Через 20 минут оставшиеся аэронавты заметили на востоке поднимающийся к небу столб дыма.
Терпящих бедствие обнаружили случайно и лишь спустя неделю. Экстренно созданная комиссия начала подготовку к спасательной экспедиции. В спасении итальянских исследователей участвовало в общей сложности около двадцати судов и более двух десятков самолетов. Миссию удалось выполнить лишь ледоколу «Красину» — он принял на борт бедствующих 12 июля. Судьба «группы Алессандрини», увы, оставалась неизвестной.
1 августа «Георгий Седов» с Писаховым на борту получил приказ прекратить промысел и заняться спасением итальянцев. «Седов» взял курс на Север. Ледоколу пришлось идти сквозь мощные льды у Земли Франца-Иосифа. Он продвинулся только до 81 градуса северной широты. Команда ледокола обследовала часть архипелага, но, к несчастью, итальянцы так и не были найдены.
Из этого рейса Степан Георгиевич Писахов привез множество путевых заметок, булыжники-этюды и зарисовки, на основе которых затем был создан тот самый «Ледопароход „Седов“ у Земли Франца-Иосифа». Один из камней, где изображен покоряющий льды ледокол, был подарен капитану судна Владимиру Ивановичу Воронину, а затем стал частью экспозиции Северного морского музея.