Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «НЭП: хлеба и зрелищ!»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз костюма к оперетте «Женихи на колесах»

Время создания
1926
Размер
33,7x21,7 см
Техника
бумага, графитный карандаш, акварель, белила, бронзовая краска
11
Открыть в приложении
#5
Ходасевич В.М.
Эскиз костюма Долли к оперетте «Женихи на колесах» В. Ранцатто
#2
Эскиз костюма Долли для Т.А. Глебовой к оперетте «Женихи на колесах» В. Ранцатто. Спектакль: «Женихи на колесах (Долли)». Постановщик: Радлов Сергей Эрнестович. Премьера: 9.12.1926. Ленинградский государственный Малый оперный театр.
Интересным способом расширения функций костюма является несколько раз произведенный В.М. Ходасевич опыт слияния костюма с прочими элементами сценического оформления в качестве декоративного элемента— зеркальца, вшитые в платье Долли в III акте «Женихов на колесах», давали, при каждом танцевальном повороте актрисы, особые блики на декорации, изменяя их общий вид.

#9
Ходасевич В.М. Эскиз костюма Долли к 3 акту оперетты «Женихи на колесах» В. Ранцатто. 1926
#3
Установка на сцену, на актера, на его движение и действие, на выявление сценического смысла пьесы и отдельных ролей ее — таковы особенности работы Ходасевич в области сценического костюма, позволяющие признать ее художником театральным par excellence. В отличие от Ал. Бенуа, например, она никогда не дает в своих костюмах мелких вышивок, тонких узоров, микроскопического орнамента, который виден зрителю только в бинокль, а для большинства публики и совсем пропадает. Мотивы для орнамента В.М. Ходасевич избирает всегда очень простые, крупные, резкие, бросающиеся в глаза — круги, квадраты, треугольники, контрастно выделяющиеся по цвету на основном фоне костюма. В тех же целях максимальной броскости костюма она избегает симметрического расположения отдельных его элементов. Но асимметричность эта мотивируется не только чисто живописными заданиями, но и сценически. <…>
Такая сценическая мотивировка отдельных деталей костюма встречается у. В. М. Ходасевич довольно часто. Она свидетельствует о действенном предназначении ее костюмов, которые совершенно меняются, будучи надеты на актера, и, следовательно, имеют со сцены совсем иной вид, чем в эскизах.  <…>
Этим приемом изменения облика актера в зависимости от его сценического поведения Ходасевич пользуется очень охотно. Аналогичный момент встречается, например, в костюме Долли во II акте оперетты «Женихи на колесах» (Ак. малый оперный театр, 1926). Здесь Долли выходит задрапированная в кусок серой материи, имеющий форму полукруга, прикрепленного на спине центром к воротнику, а краями к запястьям, и производящего впечатление скромного, задрапированного складками манто. В момент сильного эмоционального напряжения она это манто распахивает; манто расправляется в полукруг, обнаруживая яркую бирюзовую подкладку, которая теперь является частью роскошного, бального костюма, состоящего из перевязи на груди и двух треугольников, черного и золотого, оставляющих открытыми линию бедер и ног, подчеркиваемую зеленым, фоном полукруга. Эффект этого неожиданного изменения облика Долли — необычайный. Но он лишен особой сюжетной мотивировки и имеет самодовлеющее показное значение. Это вполне в стиле оперетты или «revue», в которых эффектные костюмы демонстрируются обычно, как таковые. Художница разрешает здесь чисто формальную проблему: объединить два извечно противоположные типа костюма — костюм, облегающий тело, в котором главенствует краска, и костюм, задрапированный вокруг тела, в котором главенствует линия. Выявление этого объединения достигается чисто трюковым образом, соответственно общему характеру жанра.
С. Мокульский. Из книги Валентина Ходасевич: Статьи М. Кузмина, С. Радлова, С. Мокульского, А. Мовшенсона. Л.: Academia, 1927.
#7
Нотное издание фокстрота «И в душный зной» из оперетты «Женихи на колесах» с посвящением В.М. Ходасевич
#8
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Эскиз костюма к оперетте «Женихи на колесах»

Время создания
1926
Размер
33,7x21,7 см
Техника
бумага, графитный карандаш, акварель, белила, бронзовая краска
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%