В 1921 году в Петрограде произошла знаменательная встреча 16-летнего киевлянина Григория Козинцева и 20-летнего одессита Леонида Трауберга. Творческий союз этих двух молодых людей оказал значительное влияние на историю отечественного театра и кино. Буквально с первых шагов совместной деятельности Козинцев и Трауберг были настроены максималистски. Они начинали не с отдельного спектакля или фильма, а с собственной школы, в которой, в соответствии с новыми педагогическими принципами, должен был воспитываться новый актер.
Эскиз к спектаклю «Женитьба»
Время создания
1922 год
Место создания
СССР
Размер
73,2x53,7 см
Техника
бумага, акварель, карандаш, лак, тушь
Выставка
7
Открыть в приложении#3
#10
Григорий Козинцев. Эскиз костюма Феклы к спектаклю «Женитьба» по пьесе Николая Васильевича Гоголя. 1922 год
#11
Григорий Козинцев и Леонид Трауберг полагали, что новый театр и кино невозможны без актера нового типа, так же как новое общество невозможно без нового человека. Созданная ими театральная школа на Фонтанке, 34, в которой обучались сверстники ее руководителей, получила название ФЭКС — Фабрика эксцентрического актера.
Удивляла не столько амбициозность основателей новой школы, сколько серьезность их подхода к своему проекту. 5 декабря 1921 года Козинцев и Трауберг провозгласили «Манифест эксцентрического театра». В документе отрицалось академическое искусство и приветствовалось искусство, которое соединяло казалось бы несовместимое — мюзикл, цирк и спорт.
Вскоре совершился переход от деклараций к практике — в 1922 году был поставлен спектакль «Женитьба». Гоголевская пьеса стала в данном случае не более чем поводом для экспериментов. Так, перед зрителем на сцене предстали не знакомые по школьной программе герои, а Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Жанр на афише определялся как «трюк в трех действиях».
Удивляла не столько амбициозность основателей новой школы, сколько серьезность их подхода к своему проекту. 5 декабря 1921 года Козинцев и Трауберг провозгласили «Манифест эксцентрического театра». В документе отрицалось академическое искусство и приветствовалось искусство, которое соединяло казалось бы несовместимое — мюзикл, цирк и спорт.
Вскоре совершился переход от деклараций к практике — в 1922 году был поставлен спектакль «Женитьба». Гоголевская пьеса стала в данном случае не более чем поводом для экспериментов. Так, перед зрителем на сцене предстали не знакомые по школьной программе герои, а Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Жанр на афише определялся как «трюк в трех действиях».
#12
Афиша спектакля «Женитьба» по пьесе Николая Васильевича Гоголя в постановке Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС). 1922 год
#13
Столь же эксцентричны были костюмы и декорации, которые подготовил Григорий Козинцев. Как впоследствии вспоминал режиссер о своей работе в качестве оформителя спектакля:
#14
В костюмах и гримах — буффонное преувеличение; ко всему примешивалось что-то балаганное.
#15
Григорий Козинцев. Эскиз костюма Подколесина к спектаклю «Женитьба» по пьесе Николая Васильевича Гоголя. 1922 год
#16
Эскизы к спектаклю экспонировались в Петрограде на выставке Объединения новых течений в искусстве в июне 1922 года. В начале 1930-х годов по инициативе театроведа Степана Данилова рисунки были переданы Григорием Козинцевым в Ленинградский театральный музей.
#9
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Эскиз к спектаклю «Женитьба»
Время создания
1922 год
Место создания
СССР
Размер
73,2x53,7 см
Техника
бумага, акварель, карандаш, лак, тушь
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться