Народный художник Рем Николаевич Ермолин работал в разных жанрах, главные из которых — портрет и тематическая картина. В конце 1967 года он впервые приехал на Печору, в Усть-Цильму, после чего стал бывать там каждый год. Его работы печорского периода объединились в усть-цилемскую серию и стали вершиной творчества мастера. Цикл получил Государственную премию Республики Коми и диплом Академии художеств СССР.
Несколько десятков разножанровых картин были посвящены характерам местных жителей, народным ремеслам, праздникам и природе. Ядро цикла составили крупные композиционные полотна «Серебро Печоры», «В Усть-Цильме фестиваль», «На усть-цилемской свадьбе» и картина «Усть-Цилемская горка», посвященная большому празднику.
Горка — это старинный хороводный праздник, который отмечают только в усть-цилемских селениях. Обычай восходит к древним обрядам в честь Ярилы, божества плодородия. В этот день женщины наряжаются в горочные платья, которые бережно хранят в каждой семье и передают из поколения в поколение.
В 1960–1970-е годы горку пытались запретить как «пережиток прошлого», устраивая на местах проведения горочных хороводов смотры сельских духовых оркестров. Именно в этот сложный период состоялось знакомство Рема Ермолина с древней традицией. Его картина была показана на Всероссийской художественной выставке в Москве и обусловила всплеск интереса к традициям коми среди журналистов, режиссеров и писателей.
В картине Ермолина горочное действо происходит не на улице, а на сцене. Художник изобразил праздник как репетицию ансамбля песни и танца в Доме культуры села Усть-Цильма.
По воспоминаниям Татьяны Кисляковой, участницы ансамбля, на картине изображены знаменитые краснопевы-горочники. Слева направо: Зоя Дуркина (Чупрова), в настоящее время руководитель фольклорного коллектива «Родные напевы» в городе Нарьян-Маре; гармонист Григорий Булыгин; Тамара Бобракова, Анна Семенчина; далее, в выступающей впереди тройке — сама Татьяна Кислякова, знаменитый краснопев, ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер Орденов Славы Кирилл Чупров, справа от него Клавдия Булыгина. За ними идут Надежда Витязева и Валентина Тиранова. Далее Федосья Носова и ее племянница Ольга Носова, Клавдия Хозяинова, Марфа Тиранова, за ними Виктор Сухов, крайние справа — дочь Кирилла Чупрова Мария, Антонина Горбунова и Прасковья Поздеева. У сцены — художественный руководитель Дома культуры Любовь Кызъюрова.