Подобные якоря использовались на пароходах, которые с конца XIX века начали курсировать по реке Томи между Томском и Кузнецком. Первая кузнецкая пристань, построенная в самом начале XX в., располагалась на Иванцевской протоке (рукав реки Томи), возле улицы Набережной, недалеко от Спасо-Преображенского собора. Действовала до середины 1930-х гг.
25 мая (по старому стилю) 1898 г. в Кузнецк пришёл первый со времени основания города пароход. Предыстория его появления такова. К 13 мая река Томь полностью очистилась ото льда. И тогда 21 мая в 5 часов дня, после «душевного пожелания удачи», из Томска отправился в «кузнецкий рейс» казённый пароход «Томь». На борту судна в качестве руководителя этой миссии находился один из главных вдохновителей идеи по внедрению пароходного сообщения по Томи, помощник начальника Томского округа путей сообщения, статский советник Митрофан Степанович Чернышев. Пароход «Томь» представлял собой небольшое — даже по тем временам — речное судно мощностью в 30 лошадиных сил, длиной около 36 и шириной 7 метров, однопалубное, с глубиной осадки чуть больше полуметра. Это был полностью «продукт отечественного производства»: корпус, машина и котлы были изготовлены относительно недавно, в 1895 г., на Жабынском (Тюменском) механическом заводе Курбатова и Игнатова (к слову, этот завод к 1917 г. дал практически треть всего парового флота, ходившего по рекам Обь-Иртышского бассейна). Пароход, делая ночные остановки для погрузки топлива, а проще говоря — дров, уже к 7 часам утра 23 мая достиг д. Шевели, а утром 25 мая показался на рейде Кузнецка, но, тихо пройдя мимо Топольников со стороны реки и не заходя в Иванцевскую протоку (в то время этот рукав Томи отделял Кузнецк от тополиного острова), проследовал мимо спящего города в устье Кондомы и поднялся по ней вверх на 15 вёрст, первоначально рассчитывая дойти до Тельбесского рудника, но затем из-за боязни наскочить на карчи (подводные деревья с торчащими корнями) отказался от этой затеи и в 11 часов утра вернулся к Кузнецку, произведя, по словам одного из очевидцев, настоящую сенсацию.
Вот как описал приход в Кузнецк первого парохода в своих мемуарах известный литератор и толстовед Валентин Булгаков (род. в 1886 г. в Кузнецке). «Какая-то гигантская эолова арфа, вроде той, что имелась в саду у городского старосты, но только неимоверных размеров, вдруг зазвучала и наполнила всё небо, весь город прекрасным, гармоничным аккордом. Мы остановились, как остолбенелые. Чудный звук мерно протянулся одну-две минуты и вдруг замолк. Тогда только мы стали, оглядываясь, искать направления, из которого он раздался. И тут вдруг оба ахнули. Новое и отнюдь не меньшее чудо предстало перед нашими глазами. Там, далеко на воде, из-за левого края затопленного водой Топольника, из-за едва опушенных молодой, погруженных стволами в воду высоких деревьев, плавно выплывал, как дивное видение, как фантастический великий лебедь, белый, с красной полосой по низу плавучий дом: красавец-корабль».
25 мая (по старому стилю) 1898 г. в Кузнецк пришёл первый со времени основания города пароход. Предыстория его появления такова. К 13 мая река Томь полностью очистилась ото льда. И тогда 21 мая в 5 часов дня, после «душевного пожелания удачи», из Томска отправился в «кузнецкий рейс» казённый пароход «Томь». На борту судна в качестве руководителя этой миссии находился один из главных вдохновителей идеи по внедрению пароходного сообщения по Томи, помощник начальника Томского округа путей сообщения, статский советник Митрофан Степанович Чернышев. Пароход «Томь» представлял собой небольшое — даже по тем временам — речное судно мощностью в 30 лошадиных сил, длиной около 36 и шириной 7 метров, однопалубное, с глубиной осадки чуть больше полуметра. Это был полностью «продукт отечественного производства»: корпус, машина и котлы были изготовлены относительно недавно, в 1895 г., на Жабынском (Тюменском) механическом заводе Курбатова и Игнатова (к слову, этот завод к 1917 г. дал практически треть всего парового флота, ходившего по рекам Обь-Иртышского бассейна). Пароход, делая ночные остановки для погрузки топлива, а проще говоря — дров, уже к 7 часам утра 23 мая достиг д. Шевели, а утром 25 мая показался на рейде Кузнецка, но, тихо пройдя мимо Топольников со стороны реки и не заходя в Иванцевскую протоку (в то время этот рукав Томи отделял Кузнецк от тополиного острова), проследовал мимо спящего города в устье Кондомы и поднялся по ней вверх на 15 вёрст, первоначально рассчитывая дойти до Тельбесского рудника, но затем из-за боязни наскочить на карчи (подводные деревья с торчащими корнями) отказался от этой затеи и в 11 часов утра вернулся к Кузнецку, произведя, по словам одного из очевидцев, настоящую сенсацию.
Вот как описал приход в Кузнецк первого парохода в своих мемуарах известный литератор и толстовед Валентин Булгаков (род. в 1886 г. в Кузнецке). «Какая-то гигантская эолова арфа, вроде той, что имелась в саду у городского старосты, но только неимоверных размеров, вдруг зазвучала и наполнила всё небо, весь город прекрасным, гармоничным аккордом. Мы остановились, как остолбенелые. Чудный звук мерно протянулся одну-две минуты и вдруг замолк. Тогда только мы стали, оглядываясь, искать направления, из которого он раздался. И тут вдруг оба ахнули. Новое и отнюдь не меньшее чудо предстало перед нашими глазами. Там, далеко на воде, из-за левого края затопленного водой Топольника, из-за едва опушенных молодой, погруженных стволами в воду высоких деревьев, плавно выплывал, как дивное видение, как фантастический великий лебедь, белый, с красной полосой по низу плавучий дом: красавец-корабль».