В собрании музея хранится старинный энколпион крестообразной формы. Термин переводится с древнегреческого языка как «наперсник»: это небольшой ковчег с полостью внутри. Он создан в технике литья из металла. Такие изделия бывают не только крестообразными, но и прямоугольными или округлыми.
Внутрь энколпиона средневековые христиане помещали частицы освященной просфоры (богослужебного хлеба) или мощи святых. Носили их так же, как нательный крест: на шнурке или цепочке вокруг шеи. Считалось, что такие амулеты могут охранять человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Сегодня драгоценные энколпионы используются как наградные знаки для епископов при посвящении в сан. Нередко эти реликвии можно увидеть в иконописи: их изображают на святых архиереях — святителях высшего сана.
На концах вертикальной перекладины есть специальные шарниры, которые помогают открывать и закрывать ковчег. На лицевой стороне расположены по две петли, на оборотной — по одной. Шарниры совсем небольшие, в длину они не достигают даже сантиметра.
Мастер, который создал это изделие, украсил его сакральными символами. На лицевой стороне в четырех боковых медальонах он разместил святых, а в центре изделия расположил распятие.
Изначально распятие было одним из видов казни. Приговоренного к смерти человека прибивали гвоздями или привязывали веревкой к деревянному кресту. Распятие распространилось в Вавилонии, Древней Греции, Палестине, Карфагене и особенно широко применялось в Древнем Риме. Там оно стало основным видом позорной казни, к нему приговаривали особо опасных преступников: изменников, разбойников и беглых рабов.
Согласно Евангелию, после того как жители римской провинции Иудеи приговорили Христа к Распятию, Он умер на Кресте, а затем воскрес. Его Воскресение стало знаком того, что человеческий род может спастись. Так орудие казни перестало пугать людей и, наоборот, превратилось в символ спасения.
На оборотной стороне энколпиона автор изобразил Богоматерь с младенцем на троне. В боковых медальонах, возможно, показаны Архангелы Михаил и Гавриил.
Внутрь энколпиона средневековые христиане помещали частицы освященной просфоры (богослужебного хлеба) или мощи святых. Носили их так же, как нательный крест: на шнурке или цепочке вокруг шеи. Считалось, что такие амулеты могут охранять человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Сегодня драгоценные энколпионы используются как наградные знаки для епископов при посвящении в сан. Нередко эти реликвии можно увидеть в иконописи: их изображают на святых архиереях — святителях высшего сана.
На концах вертикальной перекладины есть специальные шарниры, которые помогают открывать и закрывать ковчег. На лицевой стороне расположены по две петли, на оборотной — по одной. Шарниры совсем небольшие, в длину они не достигают даже сантиметра.
Мастер, который создал это изделие, украсил его сакральными символами. На лицевой стороне в четырех боковых медальонах он разместил святых, а в центре изделия расположил распятие.
Изначально распятие было одним из видов казни. Приговоренного к смерти человека прибивали гвоздями или привязывали веревкой к деревянному кресту. Распятие распространилось в Вавилонии, Древней Греции, Палестине, Карфагене и особенно широко применялось в Древнем Риме. Там оно стало основным видом позорной казни, к нему приговаривали особо опасных преступников: изменников, разбойников и беглых рабов.
Согласно Евангелию, после того как жители римской провинции Иудеи приговорили Христа к Распятию, Он умер на Кресте, а затем воскрес. Его Воскресение стало знаком того, что человеческий род может спастись. Так орудие казни перестало пугать людей и, наоборот, превратилось в символ спасения.
На оборотной стороне энколпиона автор изобразил Богоматерь с младенцем на троне. В боковых медальонах, возможно, показаны Архангелы Михаил и Гавриил.