Резной экран для свечи вогнутой овальной формы служил для защиты мебели от пламени. Его высоту можно было отрегулировать в зависимости от длины свечи. На экране из слоновой кости, представленном в экспозиции, вырезаны изображения четырех всадников, а также растительный орнамент: листья и деревья.
Резьба по кости является одним из древнейших видов художественного творчества. Кость хорошо поддается обработке, на ней можно вырезать самые миниатюрные детали. Средневековые мастера использовали для работы бивни индийских и африканских слонов, клыки моржей и нарвалов и даже ископаемые бивни мамонтов. Для более дешевых изделий выбирали цевку — кость крупных домашних животных.
Искусство резьбы по кости в России достигло расцвета в XII–XVIII веках. Тогда же сформировались основные художественные школы русской резьбы. Центром этого искусства было село Холмогоры Архангельской области, родина ученого Михаила Ломоносова. Главной особенностью холмогорской резьбы был ажурный сквозной узор, который служил фоном для рельефных фигурок и портретов. Основным элементом холмогорских орнаментов был так называемый рокайльный завиток — мотив, напоминающий распускающийся побег папоротника. Другим характерным приемом холмогорцев была сплошная ажурная резьба, при которой поделка становилась похожа на нитяное кружево.
В XVII веке с появлением в Сибири русских поселенцев и пленных шведов, сосланных в регион после Полтавской битвы, резьба по кости начала развиваться в районе города Тобольска. Местные мастера инкрустировали изделия из белой кости костью других естественных оттенков.
Другая старинная школа резьбы — чукотская — зародилась еще в первом тысячелетии нашей эры. Исконным промыслом чукчей и эскимосов, обитавших на побережье Берингова залива, была охота на морского зверя. Самым лучшим трофеем считался морж, а клыки этого животного служили основным материалом не только для создания предметов охотничьего снаряжения, но и для небольших скульптур и статуэток. Популярно чукотское искусство резьбы по кости стало в XVIII–XIX веках. Из моржового клыка местные мастера вырезали фигурки животных, главным образом собак и медведей. Кроме скульптурной резьбы народы Чукотки занимались гравировкой по кости: на отполированной поверхности моржового клыка с двух сторон изображали сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, драматические моменты охоты и рыбалки. Иногда в линии втирали черную и красную краску.
Резьба по кости является одним из древнейших видов художественного творчества. Кость хорошо поддается обработке, на ней можно вырезать самые миниатюрные детали. Средневековые мастера использовали для работы бивни индийских и африканских слонов, клыки моржей и нарвалов и даже ископаемые бивни мамонтов. Для более дешевых изделий выбирали цевку — кость крупных домашних животных.
Искусство резьбы по кости в России достигло расцвета в XII–XVIII веках. Тогда же сформировались основные художественные школы русской резьбы. Центром этого искусства было село Холмогоры Архангельской области, родина ученого Михаила Ломоносова. Главной особенностью холмогорской резьбы был ажурный сквозной узор, который служил фоном для рельефных фигурок и портретов. Основным элементом холмогорских орнаментов был так называемый рокайльный завиток — мотив, напоминающий распускающийся побег папоротника. Другим характерным приемом холмогорцев была сплошная ажурная резьба, при которой поделка становилась похожа на нитяное кружево.
В XVII веке с появлением в Сибири русских поселенцев и пленных шведов, сосланных в регион после Полтавской битвы, резьба по кости начала развиваться в районе города Тобольска. Местные мастера инкрустировали изделия из белой кости костью других естественных оттенков.
Другая старинная школа резьбы — чукотская — зародилась еще в первом тысячелетии нашей эры. Исконным промыслом чукчей и эскимосов, обитавших на побережье Берингова залива, была охота на морского зверя. Самым лучшим трофеем считался морж, а клыки этого животного служили основным материалом не только для создания предметов охотничьего снаряжения, но и для небольших скульптур и статуэток. Популярно чукотское искусство резьбы по кости стало в XVIII–XIX веках. Из моржового клыка местные мастера вырезали фигурки животных, главным образом собак и медведей. Кроме скульптурной резьбы народы Чукотки занимались гравировкой по кости: на отполированной поверхности моржового клыка с двух сторон изображали сцены из жизни чукотского народа, сюжеты легенд и сказаний, драматические моменты охоты и рыбалки. Иногда в линии втирали черную и красную краску.