Резьба по кости является одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства Китая. Интерес к экзотическим изделиям из слоновой кости, которые создавались резчиками Поднебесной, особенно возрос в Европе в XVIII–XIX веках.
Резьба в Китае насчитывает несколько тысяч лет. В древних раскопках археологам удалось обнаружить немало резных расчесок, кубков, женских украшений, изображений длиннохвостых птиц, ложек из этого материала. Резьба по кости была сложной работой. Изящные изделия всегда производили большое впечатление, поскольку линии порой получались настолько тонкими, что их можно было сравнить с паутиной.
Настоящая слоновая кость представляет собой плотное, белое и твердое вещество. Строение слоновой кости препятствует образованию трещин, а плотность позволяет создать удивительно тонкие слои до почти полной прозрачности.
При особенно трудоемких работах изделие выполняли по частям, а потом соединяли их в единое целое. Готовые костяные изделия полировали, покрывали лаком, раскрашивали или сохраняли матовую белизну природного материала. В некоторых странах определенные резные модели получили название «цветочных лодок». Лодки-джонки, которые плавали у берегов Кантона, снимали на время.
Тончайшая резьба джонки-плоскодонки из коллекции музея вызывает восхищение. Она отличается виртуозностью работы, сияющей белизной и изысканной роскошью декора, украшена цветочными орнаментами.
Экспонат представляет собой лодку с двухэтажной надстройкой. Один из отсеков мастер создал как открытую террасу на крыше, где установил цветочные горшки. Стенки надстройки автор произведения искусства выполнил также из слоновой кости и придал им ажурный рельеф.
На небольшой палубе носовой части, возле столика, он расположил группу людей, на корме — два шеста с раскрашенными фонариками, внизу — подвижный руль. В изделии искусно отражены мельчайшие детали. Даже горшочки с цветами мастер выполнил из слоновой кости. Их могли использовать как ароматницы, помещая внутрь сухие пахучие цветы и травы.