Успенский кафедральный собор располагается на территории астраханского кремля. Он выстроен в 1698–1710 гг. в стиле нарышкинского, или московского барокко по проекту мастера из крепостных крестьян Ярославской губернии Дорофея Мякишева. В галерее хранятся трое врат верхнего храма Успенского собора. Своим величием и красотой врата соответствуют храмовой архитектуре.
Центральными являются монументальные западные врата. Створы их состоят из металлического каркаса в виде пересекающихся под прямым углом и образующих решетку железных обвязок. С внутренней стороны решетка покрыта листами железа, склепанными между собой. С наружной, декоративной, стороны между обвязками установлены железные филенки с рельефными прочеканенными изображениями двуглавого орла, райских птиц, цветов в русском стиле. Обвязки декорированы металлическими прорезными накладками, розетками и пальметками, под которые подложены холст голубого и оранжевого цветов и слюда. Блеск металла и слюды придаёт вратам торжественный и величавый вид.
Южные и северные двери также имеют решётчатый каркас. Но, в отличие от западных, отделаны прорезными ажурными филенками с подложкой из оранжевого холста и слюды. Благодаря этому возникает впечатление наброшенных на дверные полотна металлических кружев. Орнамент северных и западных ворот идентичен, состоит из четырех рисунков. На южных — орнамент более разнообразен, насчитывает 9 мотивов, исполненных в другом стиле. Это позволяет предположить, что над вратами трудились не менее двух мастеров кузнечного дела. Их имена на сегодня остаются неизвестными.
В 1964 году, во время реставрации храма и всего кремлевского комплекса, врата были сняты и отправлены на реставрацию в Ленинградские специальные научно-реставрационные мастерские. В 1966–1968 годах они были переданы в картинную галерею и с тех пор находятся в составе постоянной экспозиции русского искусства.
Врата Успенского собора по праву считаются украшением музея, являя высокий образец декоративно-прикладного искусства начала XVIII века.