Обычно сани подобного типа называют «дровни». Однако такой вид саней имеет еще как минимум 10 наименований, вот только несколько самых распространенных: розвальни, пошевни, роспуски, возок. Повозка на полозьях подобного типа была самым востребованным транспортом среди крестьян на протяжении пяти столетий — с XV по XX век. Как правило, в санках возили какой-нибудь тяжелый груз. Название «дровни» говорит о том, что чаще всего грузом были дрова, но возить могли и любую другую поклажу.
Несмотря на то, что дровни и розвальни — синонимы, их все же следует различать. Дровнями называется только основа саней без кузова. В отличие от дровней, розвальни были оснащены деревянными дугами, расходящимися в разные стороны от передка. Эти дуги иногда называют грядками. У грядок было несколько функций. Во-первых, они препятствовали опрокидыванию саней на повороте: поворачивая, санки как бы переваливались с бока на бок. Возможно, именно из-за этой особенности их и стали называть «розвальни». Во-вторых, обе грядки были просверлены насквозь, и через них проходила пеньковая веревка. Это делали, чтобы расширить полезную площадь кузова саней.
Под деревянным дощатым настилом у саней располагался нащеп — длинные продольные жерди. Нащеп крепился к копыльям или копылкам — парным вертикальным столбикам, скрепляющим нащеп с полозом. Копылья связывали между собой вязками, изготовленными из достаточно тонких ветвей. При перевязывании эти ветви распаривали, предварительно сделав в них паз под копылок. У зажиточных крестьян сани могли иметь металлический подбой на полозьях. Это позволяло перевозить более тяжелые грузы, а также двигаться по еще не устоявшемуся снежному покрову.
На Руси езда на санях считалась более почетной, чем на колесах. Богато украшенные сани были востребованы при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами. Они использовались для выездов царей и патриархов, а также служили атрибутом погребального обряда, свадебной и масленичной церемоний. В России до начала XVIII века из-за плохих дорог и сравнительной дешевизны саней их использовали даже в летнее время.
Несмотря на то, что дровни и розвальни — синонимы, их все же следует различать. Дровнями называется только основа саней без кузова. В отличие от дровней, розвальни были оснащены деревянными дугами, расходящимися в разные стороны от передка. Эти дуги иногда называют грядками. У грядок было несколько функций. Во-первых, они препятствовали опрокидыванию саней на повороте: поворачивая, санки как бы переваливались с бока на бок. Возможно, именно из-за этой особенности их и стали называть «розвальни». Во-вторых, обе грядки были просверлены насквозь, и через них проходила пеньковая веревка. Это делали, чтобы расширить полезную площадь кузова саней.
Под деревянным дощатым настилом у саней располагался нащеп — длинные продольные жерди. Нащеп крепился к копыльям или копылкам — парным вертикальным столбикам, скрепляющим нащеп с полозом. Копылья связывали между собой вязками, изготовленными из достаточно тонких ветвей. При перевязывании эти ветви распаривали, предварительно сделав в них паз под копылок. У зажиточных крестьян сани могли иметь металлический подбой на полозьях. Это позволяло перевозить более тяжелые грузы, а также двигаться по еще не устоявшемуся снежному покрову.
На Руси езда на санях считалась более почетной, чем на колесах. Богато украшенные сани были востребованы при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами. Они использовались для выездов царей и патриархов, а также служили атрибутом погребального обряда, свадебной и масленичной церемоний. В России до начала XVIII века из-за плохих дорог и сравнительной дешевизны саней их использовали даже в летнее время.