В XVIII веке колокольчики использовались почтовыми ямщиками как особый сигнальный знак. Их предназначение заключалось в том, чтобы заблаговременно предупредить смотрителя почтовой станции о приближении повозки и подготовить сменных лошадей. Звук колокольчика был слышен более, чем за две версты.
Однако колокольчиками могли пользоваться и простые обыватели, что вносило путаницу в работу почтовой службы. В результате многочисленных жалоб почтового ведомства 18 декабря 1836 года Сенат издал особый указ, в котором говорилось следующее: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях».
Но звон при езде оставался всеобщей необходимостью. Во-первых, он оповещал пешеходов о приближении повозки, во-вторых, был незаменимым спутником в дороге. Это связано с культурной традицией: славяне еще в глубочайшей древности использовали бубенцы как оберег, пришивая их к одежде. В результате на смену колокольчику пришел поддужный бубенец, который стал хорошей альтернативой для обывателей.
Во время раскопок в Новгороде бубенцы были обнаружены во всех культурных слоях — с X по XVI век. В русском национальном костюме бубенцы часто использовались в качестве пуговиц, это продолжалось вплоть до начала XX века. Однако наибольшее распространение в России бубенцы получили после запрета на использование поддужных колокольчиков. Самый крупный из бубенцов, как правило, прикреплялся посередине дуги над головой лошади. Кроме того, мелкие бубенцы могли развешиваться по всей дуге, на оглоблях и ремнях уздечки или шлеи. Богатые и знатные люди украшали всю сбрую бубенцами из серебра.
Бубенец представляет собой металлическую полую сферу с прорезом, в которой свободно катается металлический полнотелый шарик. При встряске шарик ударяется о края сферы, в результате чего возникает звук. Бубенцы имеют более тусклый и менее продолжительный звук, чем колокольчики, но зато звучат в любом положении. По технике изготовления они разделяются на штампованные, литые и кованые. Полушария медных бубенцов спаивались оловом, железных — медью. Встречаются бубенцы без шва, с ободком и рубчиком.
Однако колокольчиками могли пользоваться и простые обыватели, что вносило путаницу в работу почтовой службы. В результате многочисленных жалоб почтового ведомства 18 декабря 1836 года Сенат издал особый указ, в котором говорилось следующее: «Запретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаемных лошадях».
Но звон при езде оставался всеобщей необходимостью. Во-первых, он оповещал пешеходов о приближении повозки, во-вторых, был незаменимым спутником в дороге. Это связано с культурной традицией: славяне еще в глубочайшей древности использовали бубенцы как оберег, пришивая их к одежде. В результате на смену колокольчику пришел поддужный бубенец, который стал хорошей альтернативой для обывателей.
Во время раскопок в Новгороде бубенцы были обнаружены во всех культурных слоях — с X по XVI век. В русском национальном костюме бубенцы часто использовались в качестве пуговиц, это продолжалось вплоть до начала XX века. Однако наибольшее распространение в России бубенцы получили после запрета на использование поддужных колокольчиков. Самый крупный из бубенцов, как правило, прикреплялся посередине дуги над головой лошади. Кроме того, мелкие бубенцы могли развешиваться по всей дуге, на оглоблях и ремнях уздечки или шлеи. Богатые и знатные люди украшали всю сбрую бубенцами из серебра.
Бубенец представляет собой металлическую полую сферу с прорезом, в которой свободно катается металлический полнотелый шарик. При встряске шарик ударяется о края сферы, в результате чего возникает звук. Бубенцы имеют более тусклый и менее продолжительный звук, чем колокольчики, но зато звучат в любом положении. По технике изготовления они разделяются на штампованные, литые и кованые. Полушария медных бубенцов спаивались оловом, железных — медью. Встречаются бубенцы без шва, с ободком и рубчиком.