Техника набойки появилась на Руси ещё в X веке, когда стали быстро расти города и активно развивалась торговля. Процесс создания орнаментированных набивных тканей требовал гораздо меньше времени и труда, чем ткачество и вышивание, и благодаря этому набойка обрела большую популярность. Создавалась она изначально таким образом: мастер вырезал на деревянной доске узор, затем покрывал её краской и несколько раз прикладывал к разным частям ткани, как бы «набивая» орнамент.
Красочной и дешёвой набойкой заменяли дорогие зарубежные ткани, например, итальянский бархат и использовали буквально везде. Из набивных тканей шили мужскую и женскую одежду, одеяла, скатерти и занавеси, изготовляли знамёна, церковную утварь и переплёты книг.
Набивные ткани украшались преимущественно двумя видами орнамента, часто дополняющими друг друга: геометрическим и растительным. Источников вдохновения у набойщиков было много: вышивка, кружево, ковроткачество, книжная графика, каменное и деревянное зодчество.
К XVIII веку орнаментальные композиции из стилизованных реальных и фантазийных цветов, плодов, изогнутых ветвей приобрели более утонченный характер. Сам способ украшения ткани набивным узором усложнился: доски уменьшились в размерах (около 20×15 см), в них, наряду с резным рельефом, использовались вбитые в деревянную основу металлические пластины, гвоздики, которыми мастера печатали тонкую контурную обводку рисунка.
В XIX веке появилась более сложная технология производства набивных тканей — кубовая набойка. Кубовая набойка выполняется с помощью резервирования. Резерв — сметанообразная смесь на восковой или глиняной основе — наносится на ткань деревянной манерой небольшого размера с металлическим рельефом. Затем следует многократное прокрашивание ткани в кубе синей краской индиго, промывание и закрепление краски. Резервированный рисунок остается неокрашенным.
Промытая от резерва, набойка приобретает нарядный вид: белые рисунки по темно-синему или голубому фону. Однако и в кубовой набойке встречаются варианты цвета: белый рисунок может, благодаря химической реакции резерва, стать желтым или даже зеленым (в случае, если ткань перед набойкой предварительно окрашена в бледно-голубой цвет).
Узор, по сравнению с верховой набойкой, гораздо более изящен, носит графический характер. Раппорт узора более дробный, в нём часто присутствует точечный рисунок, называемый «пико», и не случайно исследователи говорят о взаимосвязях кустарной и промышленной набойки и позднейшем подражании орнаментов кубовой крестьянской набойки мануфактурным ситцам.