Великая Отечественная война — трагическая страница в истории России. Курганский художник Иван Яковлевич Лохматов застал начало этой войны одиннадцатилетним мальчиком и пережил в тылу тяготы, голод и лишения.
Лохматов — живописец-шестидесятник, один из первых учеников Валериана Федоровича Илюшина, основоположника профессионального изобразительного искусства в Курганской области. Выпускник Свердловского художественного училища, он стал активным участником выставок как автор портретов, пейзажей, тематических картин. Сильное влияние на его творчество оказал «суровый стиль», царивший в художественных кругах 1960-х годов.
Лейтмотивом творчества Ивана Лохматова стала сложная и во многом нераскрытая тема жизни и героического труда в тылу страны во время Великой Отечественной войны.
Представленная в экспозиции работа «Дороги солдаток. Хлеб. Год 1943» была написана между 1964 и 1970 годами и являла собой программное произведение.
За это время мастером было создано множество этюдов, разработаны различные варианты композиции. В первоначальном варианте Иван Лохматов хотел изобразить санитарок, пытающихся вытолкать из грязи повозку с ранеными солдатами, но остановился на не менее драматичной теме ежедневного крестьянского труда.
Живописец долго искал наиболее убедительные, сильные ракурсы фигур, разрабатывал сложную тональность сурового колорита. Художник говорил, что в его работе «небо смешалось с землей».
Это произведение во многом является семейной хроникой автора. Именно так, в годы войны в осеннюю распутицу надрывались и вытаскивали телеги с зерном его мама и сестры, а будущий художник помогал им, управляя быками.
Через двадцать лет после окончания войны мать живописца согласилась позировать ему. Несмотря на конкретику реальных персонажей картины, И. Лохматову удалось создать обобщенные, типичные образы крестьянских женщин. В этом произведении можно увидеть черты, характерные для живописи того времени: монументальные, «рубленые» образы; темный, мрачный колорит; лаконичность в изображении объектов и людей.
Последний четвертый вариант картины под названием «Хлеб — фронту» экспонировался в Москве на республиканской выставке «Мир отстояли» и всесоюзной выставке к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1985 году. Работа была закуплена Музеем Вооруженных Сил СССР и помещена в его постоянную экспозицию, где находится и по сей день.
Лохматов — живописец-шестидесятник, один из первых учеников Валериана Федоровича Илюшина, основоположника профессионального изобразительного искусства в Курганской области. Выпускник Свердловского художественного училища, он стал активным участником выставок как автор портретов, пейзажей, тематических картин. Сильное влияние на его творчество оказал «суровый стиль», царивший в художественных кругах 1960-х годов.
Лейтмотивом творчества Ивана Лохматова стала сложная и во многом нераскрытая тема жизни и героического труда в тылу страны во время Великой Отечественной войны.
Представленная в экспозиции работа «Дороги солдаток. Хлеб. Год 1943» была написана между 1964 и 1970 годами и являла собой программное произведение.
За это время мастером было создано множество этюдов, разработаны различные варианты композиции. В первоначальном варианте Иван Лохматов хотел изобразить санитарок, пытающихся вытолкать из грязи повозку с ранеными солдатами, но остановился на не менее драматичной теме ежедневного крестьянского труда.
Живописец долго искал наиболее убедительные, сильные ракурсы фигур, разрабатывал сложную тональность сурового колорита. Художник говорил, что в его работе «небо смешалось с землей».
Это произведение во многом является семейной хроникой автора. Именно так, в годы войны в осеннюю распутицу надрывались и вытаскивали телеги с зерном его мама и сестры, а будущий художник помогал им, управляя быками.
Через двадцать лет после окончания войны мать живописца согласилась позировать ему. Несмотря на конкретику реальных персонажей картины, И. Лохматову удалось создать обобщенные, типичные образы крестьянских женщин. В этом произведении можно увидеть черты, характерные для живописи того времени: монументальные, «рубленые» образы; темный, мрачный колорит; лаконичность в изображении объектов и людей.
Последний четвертый вариант картины под названием «Хлеб — фронту» экспонировался в Москве на республиканской выставке «Мир отстояли» и всесоюзной выставке к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1985 году. Работа была закуплена Музеем Вооруженных Сил СССР и помещена в его постоянную экспозицию, где находится и по сей день.