Вопросы народного образования в России встали на повестку дня лишь в начале ХIХ столетия. Ряд принятых в 1-й трети XIX века законов определял структуру системы образования и предусматривал создание приходских училищ в сельской местности. При этом содержать их в казенных селениях должны были сами крестьяне.
Однако в первой половине века училища открывались в основном в городах на средства городского самоуправления. Обучались в них дети купцов, ремесленников, мелких чиновников. Незначительное количество училищ было открыто различными ведомствами, в том числе Министерством государственных имуществ. Это ведомство открыло в 1847 году школу в селе Большие Мытищи, которая размещалась в наемной крестьянской избе. Число учащихся в таких школах было невелико, а следовательно, и грамотных можно было пересчитать по пальцам. Например, к концу 1860-х годов из всех мытищинских жителей грамотных среди мужчин было всего 30 человек, а среди женщин — ни одной. Во всех селениях Мытищинской волости с населением 2500 человек в это же время числилось грамотных 115 мужчин и 3 женщины.
После отмены крепостного права уделялось больше внимания распространению образования в сельской местности. Первая земская школа в Московском уезде была открыта в селе Большие Мытищи в 1872 году на основе школы Министерства государственных имуществ. В 1875 году в школе обучались 46 мальчиков и 5 девочек, которые приходили на занятия не только из села, но и из окрестных деревень. В одном из отчетов члена уездного училищного совета указывалось, что ученики мытищинской школы «отличались бойкостью и выразительностью в чтении… равно особенными успехами в черчении и пении».
Обучение в земских школах было рассчитано на три года. В «Положении о школах за 1879 год говорилось: «Плата за обучение не взимается. В школу принимаются мальчики с 9 лет и девочки с 8 лет. Начало занятий — 15 сентября. Занятия длятся с 9 утра до 3 часов дня, с перерывом на отдых и обед. Телесные наказания в школе не допускаются».
В начале ХХ столетия количество учащихся в земских школах продолжало увеличиваться, хотя далеко не все дети школьного возраста посещали занятия, особенно девочки, занятые домашним хозяйством.
Однако в первой половине века училища открывались в основном в городах на средства городского самоуправления. Обучались в них дети купцов, ремесленников, мелких чиновников. Незначительное количество училищ было открыто различными ведомствами, в том числе Министерством государственных имуществ. Это ведомство открыло в 1847 году школу в селе Большие Мытищи, которая размещалась в наемной крестьянской избе. Число учащихся в таких школах было невелико, а следовательно, и грамотных можно было пересчитать по пальцам. Например, к концу 1860-х годов из всех мытищинских жителей грамотных среди мужчин было всего 30 человек, а среди женщин — ни одной. Во всех селениях Мытищинской волости с населением 2500 человек в это же время числилось грамотных 115 мужчин и 3 женщины.
После отмены крепостного права уделялось больше внимания распространению образования в сельской местности. Первая земская школа в Московском уезде была открыта в селе Большие Мытищи в 1872 году на основе школы Министерства государственных имуществ. В 1875 году в школе обучались 46 мальчиков и 5 девочек, которые приходили на занятия не только из села, но и из окрестных деревень. В одном из отчетов члена уездного училищного совета указывалось, что ученики мытищинской школы «отличались бойкостью и выразительностью в чтении… равно особенными успехами в черчении и пении».
Обучение в земских школах было рассчитано на три года. В «Положении о школах за 1879 год говорилось: «Плата за обучение не взимается. В школу принимаются мальчики с 9 лет и девочки с 8 лет. Начало занятий — 15 сентября. Занятия длятся с 9 утра до 3 часов дня, с перерывом на отдых и обед. Телесные наказания в школе не допускаются».
В начале ХХ столетия количество учащихся в земских школах продолжало увеличиваться, хотя далеко не все дети школьного возраста посещали занятия, особенно девочки, занятые домашним хозяйством.