В конце XIX — начале ХХ веков основу женского костюма завятских удмуртов составляли рубаха (дэрем), фартук (ашет) и головное полотенце (чалма). Рубаха была туникообразного покроя, с небольшим стоячим воротником и рукавами три четверти. Концы рукавов обшиты широкой полосой фабричной ткани. К подолу рубахи пришивали оборку шириной 15-20 см из фабричной ткани красных или бордовых тонов. Фартук шили с грудкой из клетчатой домотканины. К подолу фартука пришивали полосы из фабричной тесьмы, при этом на фартуке должно быть столько же полос, сколько и на рубахе.
Различие девичьего костюма от женского состоит в головном уборе. Девушки носили шапочку такъю. Она была круглой формы из фабричной ткани или домотканины, которая была украшена мелкими серебряными монетами или же имитацией монет. Девочки-подростки надевали круглую такъю. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Женщины в праздничные дни носили нагрудное украшение чертыкыш, чересплечное — камали, из серебряных монет.
Чересплечное украшение надевали через левое плечо под правую руку. Украшение представляет собой замкнутую полоску холста. Расположенная на спине часть украшения уже, чем нагрудная. На нагрудную часть пришивали серебряные монеты. Украшения женщины надевали на свадьбу, проводы в армию и другие торжественные случаи. Дорогие серебряные украшения хранились столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению. Серебро, по представлениям многих народов — металл, наделенный магической силой, символ красоты, богатства и здоровья.
Территория распространения завятского костюмного комплекса включает Мари-Турекский район Республики Марий Эл, частично Малмыжский район Кировской области, Мамадышский, Балтасинский районы Республики Татарстан (бывшая территория Мамадышского уезда Казанской губернии, Уржумского и Малмыжского уезда Вятской губернии). На южноудмуртский костюмный комплекс оказал влияние тюркский мир. Одежда южных удмуртов сшита из домотканого полотна, изготовленного из нитей разного цвета. Покрой одежды оставался неизменным на протяжении почти трёх столетий.
Различие девичьего костюма от женского состоит в головном уборе. Девушки носили шапочку такъю. Она была круглой формы из фабричной ткани или домотканины, которая была украшена мелкими серебряными монетами или же имитацией монет. Девочки-подростки надевали круглую такъю. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Женщины в праздничные дни носили нагрудное украшение чертыкыш, чересплечное — камали, из серебряных монет.
Чересплечное украшение надевали через левое плечо под правую руку. Украшение представляет собой замкнутую полоску холста. Расположенная на спине часть украшения уже, чем нагрудная. На нагрудную часть пришивали серебряные монеты. Украшения женщины надевали на свадьбу, проводы в армию и другие торжественные случаи. Дорогие серебряные украшения хранились столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению. Серебро, по представлениям многих народов — металл, наделенный магической силой, символ красоты, богатства и здоровья.
Территория распространения завятского костюмного комплекса включает Мари-Турекский район Республики Марий Эл, частично Малмыжский район Кировской области, Мамадышский, Балтасинский районы Республики Татарстан (бывшая территория Мамадышского уезда Казанской губернии, Уржумского и Малмыжского уезда Вятской губернии). На южноудмуртский костюмный комплекс оказал влияние тюркский мир. Одежда южных удмуртов сшита из домотканого полотна, изготовленного из нитей разного цвета. Покрой одежды оставался неизменным на протяжении почти трёх столетий.