Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Девушка в костюме невесты

Время создания
1954 год
Место создания
СССР
Размер
61,5x41,5 см
Техника
бумага, акварель
21
Открыть в приложении
#3

Главные события в судьбе художника Петра Бенделя были связаны с его талантом. В годы Великой Отечественной войны он служил фронтовым фотокорреспондентом и попал в плен, но не был расстрелян, потому что писал портреты немецких офицеров.

В 1945 году Пётр Эмильевич был отправлен в ссылку в Воркуту, где выжил только потому, что рисовал на обрывках бумаги портреты ссыльных и охранников, которые расплачивались с ним хлебом. Благодаря ходатайству бывшего заключенного, режиссера Воркутинского драматического театра, Пётр Бендель получил досрочное освобождение и работал главным театральным художником.

За годы отбывания наказания в Воркутлаге Пётр Бендель создал множество ярких портретов современников — музыкантов, режиссеров, артистов, ученых, рабочих, крестьян Республики Коми. Летом 1954 года мастера отправили в творческую командировку в колхозы Ижемского и Усть-Цилемского районов «для выполнения портретов передовиков-колхозников». Вместо дежурных официальных портретов художник написал искусные акварели, в которых передал не только внешний облик жителей старинных сел, но и загадочный дух старообрядцев.

«Девушка в костюме невесты» — один из знаковых портретов, созданных Бенделем в деревне Гарево на высоком берегу Печоры. Согласно старинным легендам, деревня была основана в 1729 году выходцами из Ижемской слободки — Хозяиновыми. Девушка на портрете — Прасковья Ивановна Хозяинова, в замужестве Дуркина.

Прасковье было 18 лет, когда она позировала Петру Бенделю. Согласно семейным воспоминаниям, художник долго бродил по деревне в поисках модели — и выбрал Прасковью. Она была необыкновенной красавицей, с ярко-синими глазами и обаятельной улыбкой. Художник писал ее портрет с натуры, у двухэтажного дома, который все еще стоит на высоком берегу Печоры.

Пётр Бендель этнографически точно изобразил живописный наряд девушки — это традиционный костюм невесты Усть-Цильмы. От наряда замужней женщины он отличался распашной душегреей-коротенькой и головным убором побойником, повязанным особым способом — «золотой половинкой».

Костюм невесты шили из дорогих покупных тканей — штофа, тафты, парчи. Украшали золотым позументом, кружевом, ручным шитьем. Драгоценный наряд передавался по наследству и был обязательной частью приданого невесты. Обычай наряжаться подобным образом в первый день свадьбы сохраняется в Усть-Цильме и по сей день. 

#13
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Девушка в костюме невесты

Время создания
1954 год
Место создания
СССР
Размер
61,5x41,5 см
Техника
бумага, акварель
21
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%