Главные события в судьбе художника Петра Бенделя были связаны с его талантом. В годы Великой Отечественной войны он служил фронтовым фотокорреспондентом и попал в плен, но не был расстрелян, потому что писал портреты немецких офицеров.
В 1945 году Пётр Эмильевич был отправлен в ссылку в Воркуту, где выжил только потому, что рисовал на обрывках бумаги портреты ссыльных и охранников, которые расплачивались с ним хлебом. Благодаря ходатайству бывшего заключенного, режиссера Воркутинского драматического театра, Пётр Бендель получил досрочное освобождение и работал главным театральным художником.
За годы отбывания наказания в Воркутлаге Пётр Бендель создал множество ярких портретов современников — музыкантов, режиссеров, артистов, ученых, рабочих, крестьян Республики Коми. Летом 1954 года мастера отправили в творческую командировку в колхозы Ижемского и Усть-Цилемского районов «для выполнения портретов передовиков-колхозников». Вместо дежурных официальных портретов художник написал искусные акварели, в которых передал не только внешний облик жителей старинных сел, но и загадочный дух старообрядцев.
«Девушка в костюме невесты» — один из знаковых портретов, созданных Бенделем в деревне Гарево на высоком берегу Печоры. Согласно старинным легендам, деревня была основана в 1729 году выходцами из Ижемской слободки — Хозяиновыми. Девушка на портрете — Прасковья Ивановна Хозяинова, в замужестве Дуркина.
Прасковье было 18 лет, когда она позировала Петру Бенделю. Согласно семейным воспоминаниям, художник долго бродил по деревне в поисках модели — и выбрал Прасковью. Она была необыкновенной красавицей, с ярко-синими глазами и обаятельной улыбкой. Художник писал ее портрет с натуры, у двухэтажного дома, который все еще стоит на высоком берегу Печоры.
Пётр Бендель этнографически точно изобразил живописный наряд девушки — это традиционный костюм невесты Усть-Цильмы. От наряда замужней женщины он отличался распашной душегреей-коротенькой и головным убором побойником, повязанным особым способом — «золотой половинкой».
Костюм невесты шили из дорогих покупных тканей — штофа, тафты, парчи. Украшали золотым позументом, кружевом, ручным шитьем. Драгоценный наряд передавался по наследству и был обязательной частью приданого невесты. Обычай наряжаться подобным образом в первый день свадьбы сохраняется в Усть-Цильме и по сей день.