Изображенный на картине Павла Судакова фрагмент деревенского дома только на первый взгляд можно назвать традиционным и принадлежащим к началу ХХ века. Присмотревшись к деталям картины повнимательнее, нетрудно догадаться, что это дом не патриархальной крестьянской семьи, а семьи среднестатистического колхозника конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века.
Казалось бы, все атрибуты деревенского дома присутствуют: русская печь, самовар, прочая кухонная утварь и даже домотканый половик. Но это только на первый взгляд. Самовар, который мы видим в правой части картины — это не тот медный, обычно, трехведерный «царь стола», а самовар никелированный, недорогой промышленного производства, скорее всего, приобретенный хозяевами дома в сельском магазине.
Да и стоящая на печи посуда так же далека от традиционной деревенской кухонной утвари — это эмалированная кастрюля и такой же бидон, какими пользовались и в деревне, и городские жители. А вот исконно русский самовар, если внимательно приглядеться, можно заметить в левой части картины. Он потемнел, покрылся патиной, стоит в углу за печкой и, скорее всего, давно уже не используется.
Единственный предмет, который не вписывается в этот интерьер — это стоящая в центре комнаты прялка. Как этот предмет, изготовленный явно кустарно и не в ХХ веке, оказался здесь и почему находится в центре комнаты, а не пребывает где-нибудь на чердаке, как и свойственно было бы старой никому уже ненужной рухляди, можно только догадываться. Причем, эта прялка явно в рабочем состоянии, хоть в настоящий момент на ней нет ни шерсти, ни мотка нитей. Скорее всего, изобразив ее в центре картины, художник старался передать зрителю связь поколений, показать, что невзирая на новые предметы обихода, жизнь в российской глубинке за полтора-два века, по сути, не изменилась.
О том же говорит и большая русская печь. Ее на Руси не зря называли матушкой и кормилицей: она и отапливала дом, и готовила пищу для всей семьи, в ней же зимой при отсутствии бани и мылись. О том, что печь не утратила своего предназначения и сегодня, мы видим по связке сушащихся на ней грибов.
Автор картины — народный художник РСФСР Павел Федорович Судаков — один из ярких представителей соцреализма в живописи. Родился за три года до революции в семье московских рабочих. После семи классов общеобразовательной школы он поступил в фабрично-заводское училище, а начальное художественное образование получил в студии Московского союза художников. Дальнейшей учебе помешала война: с пятого курса художественного института Павел Федорович ушел добровольцем на фронт, но до Берлина дойти ему не довелось. В конце 1943 года он специальным приказом был отозван в Москву и назначен руководителем художественной студии пограничных войск.
После демобилизации в 1947 году Судаков был принят в Союз художников СССР, путешествовал по России, создал много работ на исторические темы, писал портреты, пейзажи и натюрморты. Умер в 2010 году, похоронен в Москве.
Казалось бы, все атрибуты деревенского дома присутствуют: русская печь, самовар, прочая кухонная утварь и даже домотканый половик. Но это только на первый взгляд. Самовар, который мы видим в правой части картины — это не тот медный, обычно, трехведерный «царь стола», а самовар никелированный, недорогой промышленного производства, скорее всего, приобретенный хозяевами дома в сельском магазине.
Да и стоящая на печи посуда так же далека от традиционной деревенской кухонной утвари — это эмалированная кастрюля и такой же бидон, какими пользовались и в деревне, и городские жители. А вот исконно русский самовар, если внимательно приглядеться, можно заметить в левой части картины. Он потемнел, покрылся патиной, стоит в углу за печкой и, скорее всего, давно уже не используется.
Единственный предмет, который не вписывается в этот интерьер — это стоящая в центре комнаты прялка. Как этот предмет, изготовленный явно кустарно и не в ХХ веке, оказался здесь и почему находится в центре комнаты, а не пребывает где-нибудь на чердаке, как и свойственно было бы старой никому уже ненужной рухляди, можно только догадываться. Причем, эта прялка явно в рабочем состоянии, хоть в настоящий момент на ней нет ни шерсти, ни мотка нитей. Скорее всего, изобразив ее в центре картины, художник старался передать зрителю связь поколений, показать, что невзирая на новые предметы обихода, жизнь в российской глубинке за полтора-два века, по сути, не изменилась.
О том же говорит и большая русская печь. Ее на Руси не зря называли матушкой и кормилицей: она и отапливала дом, и готовила пищу для всей семьи, в ней же зимой при отсутствии бани и мылись. О том, что печь не утратила своего предназначения и сегодня, мы видим по связке сушащихся на ней грибов.
Автор картины — народный художник РСФСР Павел Федорович Судаков — один из ярких представителей соцреализма в живописи. Родился за три года до революции в семье московских рабочих. После семи классов общеобразовательной школы он поступил в фабрично-заводское училище, а начальное художественное образование получил в студии Московского союза художников. Дальнейшей учебе помешала война: с пятого курса художественного института Павел Федорович ушел добровольцем на фронт, но до Берлина дойти ему не довелось. В конце 1943 года он специальным приказом был отозван в Москву и назначен руководителем художественной студии пограничных войск.
После демобилизации в 1947 году Судаков был принят в Союз художников СССР, путешествовал по России, создал много работ на исторические темы, писал портреты, пейзажи и натюрморты. Умер в 2010 году, похоронен в Москве.