Плакат прекрасно иллюстрирует не только процесс автомобилизации Российской империи, но и доминирующую роль иностранных автомобилей на российском рынке в начале XX века.
Делонэ-Белльвилль и Кейс
Время создания
1914
Место создания
Москва, Хромо-литография «Прогресс»
Размер
48x53 см
Техника
хромолитография
Выставка
6
Открыть в приложении#2
#3
Уже в 1894 году в Санкт-Петербурге был открыт первый центр по продаже автомобилей «Бенц». В 1894–1897 годах фирма поставила в нашу страну 19 машин, отправленных в Москву, Петербург, Одессу, Николаев и Варшаву. В 1913 году в Санкт- Петербурге из 2036 частных автомобилей 201 были марки «Бенц».
#4
К 1914 году в стране с населением более 170 миллионов человек насчитывалось всего около 13 000 автомобилей. Самый «плохенький» автомобиль стоил в то время около 2 000 рублей. При этом жалование, например, генерала составляло 725 рублей в месяц, депутаты Государственной Думы получали 350 рублей, губернаторы — 1 000 рублей, а министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета — 1500 рублей в месяц. Очевидно, что позволить себе новое «чудо техники» могли себе далеко не многие. Но формируемый именно ими спрос приводил к тому, что в Россию завозилось куда больше дорогих машин, нежели дешевых. При этом доминирование иностранных марок было очевидным.
#5
Так, в начале ХХ века самыми распространёнными автомобилями в Санкт-Петербурге были «Дион-Бутон».
#7
Каждый проходивший по Невскому видел четырёхместные коляски Дион-Бутон, то и дело мелькающие взад и вперёд, пропагандируя идею механического передвижения
Из журнала «Автомобиль» в No3 за 1903 год
#8
В Москве к 1914 году самым популярным автомобилем, опередив немецкие «Бенцы», «Мерседесы» и «Опели», стал французский «Берлие». Автомобили «Берлие» присутствовали и в списках Собственного Его Величества гаража: в 1911–1912 годах было закуплено четыре грузовика этой марки для хозяйственных нужд императорского двора. Самым любимым автомобилем императора Николая II был французский «Делонэ-Бельвиль». Кроме Николая II этой французской марке отдавали предпочтение великие князья Михаил Александрович, Александр Михайлович, Борис Владимирович и Сергей Михайлович.
#9
При этом, хотя и в меньшем количестве, на российском рынке присутствовали автомобили и отечественного производства. Первый российский автомобиль, построенный в цехах экипажной фабрики Петра Фрезе с использованием двигателя, изготовленного на заводе Евгения Яковлева, появился в 1896 году.
#10
19 июля того же года на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде первый российский «самодвижущийся экипаж» был продемонстрирован в действии Николаю II и императрице Александре Фёдоровне.
#12
«Руссо-Балт» — марка русского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) — предприятие Российской империи, специализировавшееся сначала на выпуске вагонов, далее освоившее производство автомобилей, самолётов и кораблей.
#11
В 1909 году был собран первый «Руссо-Балт», разработанный швейцарским инженером Жюльеном Поттера, специально приглашённым в Ригу для организации производства автомобилей. Отечественные автомобили пользовались некоторой популярностью в Санкт-Петербурге и провинциальных городах. В Москве же не было ни одного «Руссо-Балта» в частном пользовании. При этом два «Руссо-Балта» даже находились в Собственном Его Величества гараже. Правда, числились они по разряду свитских, а не императорских автомобилей.
читать дальшескрыть
Делонэ-Белльвилль и Кейс
Время создания
1914
Место создания
Москва, Хромо-литография «Прогресс»
Размер
48x53 см
Техника
хромолитография
Выставка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться