Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
Время создания
первая треть XIII века
Размер
61,5x146,5 см
Техника
дерево, темпера
10
Открыть в приложении#2
Происхождение
#10
В Третьяковскую галерею икона поступила из Успенского собора Московского Кремля, где она помещалась на южной стене, над гробницей митрополита Филиппа.
Хотя первоначальное происхождение иконы остается неизвестным, ее обычно связывают с владимиро-суздальскими землями и датируют временем от конца XII до первой трети XIII столетия.
Существует предположение, что Деисус мог находиться среди чтимых владимирских икон, привезенных для поновления из Владимира в Москву в 1518 году.
Хотя первоначальное происхождение иконы остается неизвестным, ее обычно связывают с владимиро-суздальскими землями и датируют временем от конца XII до первой трети XIII столетия.
Существует предположение, что Деисус мог находиться среди чтимых владимирских икон, привезенных для поновления из Владимира в Москву в 1518 году.
#11
Успенский собор Московского кремля.
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
Фотоальбом Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». Ч.1. 1883
#9
По мнению некоторых исследователей, он создан в русской иконописной мастерской, в которой работали греческие художники из Фессалоник. Наиболее вероятным местом существования такой мастерской является именно Владимир, куда солунские мастера были, по-видимому, приглашены после 1197 года для работы в Дмитровском соборе.
#4
Сюжет и иконография
#5
Изображения Христа Вседержителя с предстоящими Ему в молитве Богоматерью и Иоанном Предтечей получают распространение в искусстве византийского мира в X–XI веках. На русской почве они известны под названием деисусов (греческое слово «деисис» означает в переводе моление, прошение). Главным их содержанием является тема Второго пришествия и Страшного суда — Христос выступает здесь как Вседержитель и Судия, а представленные по сторонам от Него Богоматерь и Иоанн Креститель возносят молитвы о спасении человеческого рода. Вместе с тем Деисус мог пониматься и как символический образ Церкви, пребывающей в молитве перед своей главой — Христом, особенно в тех случаях, когда к трем центральным персонажам добавлялись изображения других святых, располагавшиеся по чинам.
#6
Художественные особенности и стиль
#7
Стиль иконы носит переходный характер. Лик Богоматери отличается плавностью контуров, обобщенностью рельефа и некоторой массивностью форм, которые наряду с яркостью и насыщенностью цвета, сближают «Деисус» с произведениями ХIII века. В свою очередь активные линейные разделки лика Иоанна и его аскетический облик более похожи на искусство позднего XII века.
читать дальшескрыть
Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
Время создания
первая треть XIII века
Размер
61,5x146,5 см
Техника
дерево, темпера
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться