Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древнерусское искусство. Домонгольский период»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Богоматерь Великая Панагия

Время создания
первая треть XIII века
Размер
193,2x120,5 см
Техника
дерево, яичная темпера
20
Открыть в приложении
#2

Происхождение

#3
Икона была обнаружена в 1919 году реставрационной экспедицией в одной из кладовых Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, исполнена для Спасо-Преображенского монастырского собора, заложенного в 1216 году при ярославском князе Константине Всеволодовиче.
#4

Сюжет и иконография

#5
Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками (такую позу заступнической молитвы также называют позой оранта, от лат. orans — «молящийся») и юным Христом в медальоне на груди, как полагают некоторые исследователи, восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе — Богоматери Влахернитиссы. Более точное название этого иконографического типа «Великая Панагия»; на Руси оно преобразовалось затем в форму «Знамение».

Главное содержание этого образа — схождение на землю Сына Божия и Его воплощение от Богоматери. Тему Боговоплощения дополняют символические мотивы, связанные с Божественной литургией (небесному богослужению), — медальоны с фигурами архангелов Михаила и Гавриила в богослужебных одеждах в верхней части иконы и двухстороннее архиерейское благословение младенца Христа, позволяющее видеть в Нём не только символический образ жертвы, которой поклоняются ангелы, и Того, Кто эту жертву приносит.
Сопоставление Христа-жертвы и Христа-священника с образом предвечного Христа — Слова Божия, сходящего в мир, может восприниматься как непосредственная иллюстрация молитвы, которую произносит священник на литургии во время Великого Входа: «То бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с Безначальным твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом». Образ Богоматери в этом контексте также получает дополнительный символический оттенок: она становится тем храмом, в котором совершается предвечное литургическое действо.

#6

Художественные особенности и стиль

#7
Светлый, «сияющий» колорит в письме ликов, обилие золота и необычный способ его наложения — широкими полосами и пятнами — позволяют выявить еще один, очень важный оттенок в общем замысле иконы: Боговоплощение представлено здесь как явление в мир Божественного Света. Сама же Богоматерь в соответствии с толкованиями богословов и гимнографов, воспринимается как «светоприимная свеча», «врата света», через которые в мир приходит божественная благодать.
читать дальшескрыть

Богоматерь Великая Панагия

Время создания
первая треть XIII века
Размер
193,2x120,5 см
Техника
дерево, яичная темпера
20
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%