Деисусные, или деисисные (от греч.δέησις — «моление»), иконы в Византии причисляли к вотивным — приносимым по обету с просьбой конкретного человека или группы людей о заступничестве. На Руси деисис — важнейшая часть иконостаса.
Центральное, неизменное ядро деисуса — фигура Христа, по правую Его руку стоит Богоматерь, по левую — Иоанн Предтеча. Изображение может ограничиваться этими тремя главными образами, а может быть распространено: после молитвословий к Богородице и Иоанну Крестителю следуют обращения к бесплотным силам, апостолам, святым. В таком случае за Богоматерью и Предтечей стоят архангелы Михаил и Гавриил, святые апостолы Пётр и Павел, местночтимые святые.
Духовными центрами Каргополья считались Макарьевская Хергозерская пустынь и Александро-Ошевенский монастырь, наиболее почитаемые местные святые — Макарий Желтоводский и Унженский и Александр Ошевенский.
Преподобный Макарий Желтоводский (1349–1444) родился в Нижнем Новгороде и отроком тайно ушел в Печерскую обитель, где принял постриг. Прославившись как подвижник и тяготясь этой славой, он поселился в пещере у озера Жёлтые воды близ Волги и через несколько лет учредил обитель во Имя Пресвятой Троицы. После того, как территория у Жёлтого озера была захвачена татарами, святой Макарий с братией перешел в галичские земли и поставил недалеко от города Унжа новую обитель, в которой и преставился. При жизни святой был известен целительским даром; своими молитвами после кончины продолжил исцелять людей и не раз спасал города от татарских набегов.
Преподобный Александр Ошевенский родился в окрестностях Белозерска по молитвам своей матери и святому ходатайству Кирилла Белозерского, которого всю жизнь почитал своим покровителем. Приняв постриг, он, как и святой Макарий, вскоре начал тяготиться подвижнической славой и испросил благословение на пустынножительство. По чудесному указанию он выбрал место для новой, Ошевенской обители на реке Чурьюге и освятил первый храм в честь Николая Чудотворца. Он не оставил попечения об обители и после кончины, при воздвижении нового храма святителя Николая были обретены мощи святого Александра Ошевенского.
Экспонат происходит из церкви иконы Смоленской Богоматери (Малошальская волость Каргопольского уезда). Деисусный ряд входил в состав иконостаса и находился над местным рядом, то есть был вторым рядом высокого иконостаса.
В 2020 году икона была отреставрирована в Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря в Москве.