Дарохранительница — предмет, который используется в православных богослужениях. В ней хранятся дары для совершения причастия: освященные хлеб и вино, которые олицетворяют плоть и кровь Иисуса Христа. Во время службы дарохранительницу помещают на престол — квадратный стол посередине алтаря. Там же находится и Евангелие — символ незримого присутствия Христа на каждом богослужении.
Небольшие переносные дарохранительницы обычно называли дароносицами. Изготавливали их из металла, который не окислялся со временем, — например, из серебра с позолотой. Такие предметы могли иметь разную форму: церковного престола с чашей для причастия, православного храма или часовни.
Дароносица из коллекции музея имени Фелицына раньше принадлежала станичной церкви Второго Полтавского полка Кубанского казачьего войска. Ее подарили храму казаки, которые отправлялись на Первую мировую войну. В то время существовал обычай: перед сборами и военными походами полки дарили церкви или станичному правлению ценные подарки. Деньги на них собирали вскладчину. В роли такого дара могли выступать не только дарохранительницы, но и иконы в серебряных окладах, напрестольные Евангелия, чаши для причастия — потиры.
Дарохранительница выполнена в виде пятиглавого храма на четырех невысоких фигурных ножках. Ее лицевую сторону украшает изображение Николая Угодника, который восседает на престоле. Вокруг головы святого выгравирован нимб, состоящий из лучей света. Правая рука Николая поднята в крестном знамении, в левой он держит Священное Писание. В верхней части дароносицы расположился цветной орнамент из перегородчатой эмали, по углам — рельефные металлические столпы с цветочной росписью.
На боковой стороне дарохранительницы можно увидеть изображение молящегося босого старца-инока. Он стоит на коленях в тени оливы — дерева, которое в христианской традиции считается священным, символизирует божественную любовь и всепрощение. Руки старца воздеты к небу, голова покрыта монашеским капюшоном. Над иноком изображен потир для причастия, окруженный таким же нимбом из лучей, как у Николая Угодника.
Небольшие переносные дарохранительницы обычно называли дароносицами. Изготавливали их из металла, который не окислялся со временем, — например, из серебра с позолотой. Такие предметы могли иметь разную форму: церковного престола с чашей для причастия, православного храма или часовни.
Дароносица из коллекции музея имени Фелицына раньше принадлежала станичной церкви Второго Полтавского полка Кубанского казачьего войска. Ее подарили храму казаки, которые отправлялись на Первую мировую войну. В то время существовал обычай: перед сборами и военными походами полки дарили церкви или станичному правлению ценные подарки. Деньги на них собирали вскладчину. В роли такого дара могли выступать не только дарохранительницы, но и иконы в серебряных окладах, напрестольные Евангелия, чаши для причастия — потиры.
Дарохранительница выполнена в виде пятиглавого храма на четырех невысоких фигурных ножках. Ее лицевую сторону украшает изображение Николая Угодника, который восседает на престоле. Вокруг головы святого выгравирован нимб, состоящий из лучей света. Правая рука Николая поднята в крестном знамении, в левой он держит Священное Писание. В верхней части дароносицы расположился цветной орнамент из перегородчатой эмали, по углам — рельефные металлические столпы с цветочной росписью.
На боковой стороне дарохранительницы можно увидеть изображение молящегося босого старца-инока. Он стоит на коленях в тени оливы — дерева, которое в христианской традиции считается священным, символизирует божественную любовь и всепрощение. Руки старца воздеты к небу, голова покрыта монашеским капюшоном. Над иноком изображен потир для причастия, окруженный таким же нимбом из лучей, как у Николая Угодника.