Бурятский двухсторонний барабан дамару, или дамру, традиционно изготавливается в форме песочных часов. С санскрита это слово переводится как «шум, грохот». По происхождению дамару — инструмент из Южной Азии, где в разных регионах его разновидности отличались размерами, особенностями конструкции и приемами игры.
В XVII веке с распространением тибетского буддизма в Монголии, а затем на территории Забайкалья, дамару вместе с другими культовыми музыкальными инструментами попал на территорию нынешней Бурятии.
Корпус инструмента из собрания Российского национального музея музыки состоит из двух резонаторов. Они были сделаны из верхних сводов человеческих черепов и покрыты кожаными мембранами. К ленте, которая опоясывает дамару по «талии», на отдельных шнурах подвешены две бусины.
Во время ритуалов музыкант или монах легко покачивает барабан при помощи волнообразных движений рук. Эти легкие движения и являются источником звука: по двум сторонам барабана бьются шарики. Необычные звуки также издают узелки на шнурке.
В настоящее время дамару изготавливается из сандалового дерева, которое произрастает в тропической Азии и ценится за насыщенный красный цвет. Кожа мембран красится медью или другими минеральными солями, а также особыми травяными смесями в течение двух недель. В результате она приобретает голубой или зеленый цвет. Длина таких музыкальных инструментов варьируется от 15 до 45 см.
Символика дамару связана со всеми основными аспектами буддийской философии. Согласно мифам, его держит в одной из многочисленных рук бог Шива во время тандавы или тандава-нритья — божественного танца, который символизирует вечный круговорот разрушения и созидания Вселенной.
Существует легенда, что все звуки санскрита произошли от звуков игры Шивы на дамару. Бой этого музыкального инструмента символизирует ритм сил при сотворении мира, а его половинки олицетворяют мужское и женское начала — лингам и йони. Соединение этих частей является тем самым местом, где зарождается жизнь. Поэтому дамару непременно присутствует как главный храмовый инструмент в разнообразных сакральных буддийских церемониях.
В XVII веке с распространением тибетского буддизма в Монголии, а затем на территории Забайкалья, дамару вместе с другими культовыми музыкальными инструментами попал на территорию нынешней Бурятии.
Корпус инструмента из собрания Российского национального музея музыки состоит из двух резонаторов. Они были сделаны из верхних сводов человеческих черепов и покрыты кожаными мембранами. К ленте, которая опоясывает дамару по «талии», на отдельных шнурах подвешены две бусины.
Во время ритуалов музыкант или монах легко покачивает барабан при помощи волнообразных движений рук. Эти легкие движения и являются источником звука: по двум сторонам барабана бьются шарики. Необычные звуки также издают узелки на шнурке.
В настоящее время дамару изготавливается из сандалового дерева, которое произрастает в тропической Азии и ценится за насыщенный красный цвет. Кожа мембран красится медью или другими минеральными солями, а также особыми травяными смесями в течение двух недель. В результате она приобретает голубой или зеленый цвет. Длина таких музыкальных инструментов варьируется от 15 до 45 см.
Символика дамару связана со всеми основными аспектами буддийской философии. Согласно мифам, его держит в одной из многочисленных рук бог Шива во время тандавы или тандава-нритья — божественного танца, который символизирует вечный круговорот разрушения и созидания Вселенной.
Существует легенда, что все звуки санскрита произошли от звуков игры Шивы на дамару. Бой этого музыкального инструмента символизирует ритм сил при сотворении мира, а его половинки олицетворяют мужское и женское начала — лингам и йони. Соединение этих частей является тем самым местом, где зарождается жизнь. Поэтому дамару непременно присутствует как главный храмовый инструмент в разнообразных сакральных буддийских церемониях.