Струнный музыкальный инструмент цитра был известен в Западной Европе с конца XVIII века. Наибольшее распространение он получил в Австрии и Германии. На цитре играли как короли, так и простые люди. Чаще всего игрой на цитре аккомпанировали пению.
Инструмент был настолько популярен, что во многих городах были организованы общества, клубы, академии цитристов. В России цитра появилась во второй половине XIX века. В 1851 году в возрасте 22 лет в Россию переехал Франц Мартынович Бауэр, австриец по происхождению.
Со временем он открыл школу игры на цитре, начал концертировать не только в столице, но и в провинции. С октября 1881-го по 1904 год издавал ежемесячный журнал «Русский цитрист». Франц Мартынович — автор более 400 произведений для цитры.
Михаил Иванович Глинка не обошел вниманием этот инструмент, написав романс для фортепиано «К цитре». Непосредственным предшественником этого музыкального инструмента был прямоугольный инструмент шайтхольц. Его название означало «простое полено». Этот инструмент был популярен среди народных музыкантов в Альпах.
В течение первой половины XIX века цитра совершенствуется и получает распространение в городах Европы. Сформировались два вида городских цитр. Инструменты с грушевидным корпусом получили название «миттенвальдских», с односторонне выгнутым — «зальцбургских».
Независимо от формы, корпус у цитры деревянный, плоский, клееный. Несколько ближайших к исполнителю струн защипываются надетым на большой палец правой руки плектром. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют пальцами.
Наибольшее распространение в Европе получила зальцбургская цитра. Завершающим этапом ее совершенствования стало появление концертной цитры. Инструмент из фондов Музея музыки был изготовлен немецкой фирмой «Карл Готтлоб Шустер».
Эта цитра имеет 5 мелодических и 35 аккомпанирующих струн, 29 ладов на грифе. Мелодические струны наматываются на колки, аккомпанирующие — на металлические винты, которые настраиваются ключом.
Цитра привлекает своим внешним оформлением. Овальное резонаторное отверстие обрамлено цветочным орнаментом из перламутра. Верхняя часть цитры украшена искусно вырезанным из черного дерева лежащим львом, изящная колонка заканчивается головой дракона, под струнодержателем располагается резная накладка.
Инструмент был настолько популярен, что во многих городах были организованы общества, клубы, академии цитристов. В России цитра появилась во второй половине XIX века. В 1851 году в возрасте 22 лет в Россию переехал Франц Мартынович Бауэр, австриец по происхождению.
Со временем он открыл школу игры на цитре, начал концертировать не только в столице, но и в провинции. С октября 1881-го по 1904 год издавал ежемесячный журнал «Русский цитрист». Франц Мартынович — автор более 400 произведений для цитры.
Михаил Иванович Глинка не обошел вниманием этот инструмент, написав романс для фортепиано «К цитре». Непосредственным предшественником этого музыкального инструмента был прямоугольный инструмент шайтхольц. Его название означало «простое полено». Этот инструмент был популярен среди народных музыкантов в Альпах.
В течение первой половины XIX века цитра совершенствуется и получает распространение в городах Европы. Сформировались два вида городских цитр. Инструменты с грушевидным корпусом получили название «миттенвальдских», с односторонне выгнутым — «зальцбургских».
Независимо от формы, корпус у цитры деревянный, плоский, клееный. Несколько ближайших к исполнителю струн защипываются надетым на большой палец правой руки плектром. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют пальцами.
Наибольшее распространение в Европе получила зальцбургская цитра. Завершающим этапом ее совершенствования стало появление концертной цитры. Инструмент из фондов Музея музыки был изготовлен немецкой фирмой «Карл Готтлоб Шустер».
Эта цитра имеет 5 мелодических и 35 аккомпанирующих струн, 29 ладов на грифе. Мелодические струны наматываются на колки, аккомпанирующие — на металлические винты, которые настраиваются ключом.
Цитра привлекает своим внешним оформлением. Овальное резонаторное отверстие обрамлено цветочным орнаментом из перламутра. Верхняя часть цитры украшена искусно вырезанным из черного дерева лежащим львом, изящная колонка заканчивается головой дракона, под струнодержателем располагается резная накладка.