Цимбалы — струнный ударный музыкальный инструмент в форме трапеции. Для извлечения звука цимбалист ударяет по струнам колотушками — деревянными палочками с широкими плоскими наконечниками.
Цимбалы — очень древний инструмент. Изображения его предшественника хордофона были найдены на шумерской амфоре, датируемой IV–III тысячелетиями до нашей эры. Рисунок похожего музыкального инструмента был обнаружен археологами на барельефе IX века до нашей эры.
Инструменты наподобие цимбал встречались у разных народов. Так, ассирийцы играли на триганоне — девятиструнном музыкальном инструменте треугольной формы, древние греки — на монохорде, китайцы — на чжу. У индийцев был популярен сантур: его струны изготавливали из травы мунджа, а играли на нем палочками, сделанными из бамбука. По мнению русского музыковеда-историка Николая Федоровича Финдейзена, в Европу инструмент попал именно из Индии, откуда его привезли цыгане в V веке.
Вместе с распространением совершенствовалась и конструкция цимбал: изменялись форма и размеры инструмента, количество и качество струн. До IX века струны изготавливали из жил или кишечника животных, затем постепенно перешли на медный сплав и металлическую проволоку.
В XIV веке цимбалы стали невероятно популярны у дворян. В средневековой Европе научиться играть на цимбалах мечтали все дамы высшего сословия. Еще большую популярность инструменту принес Панталеон Гебенштрайт — известный немецкий музыкант того времени, а благодаря Людовику XIV цимбалы получили новое европейское название «панталеон». В XVIII веке композиторы стали писать для цимбал отдельные партии и вводить инструмент в оперный оркестр. Его можно услышать в произведениях Ференца Эркеля и Ференца Легара.
На Руси цимбалы появились в конце XV века, когда английская королева Елизавета подарила инструмент русской царице. Подарок так понравился Ирине Федоровне, что цимбалы стали постоянно звучать в царских палатах и на княжеских пирах. Широкое распространение цимбалы получили на территории Украины, став по-настоящему народным инструментом.
Сегодня существует два вида цимбал: концертно-академические и народные. Они различаются размером корпуса и конструкцией. Народные цимбалы имеют меньший размер, обычно оснащаются ремешком для крепления на плече или шее. Размер корпуса концертно-академических цимбал значительно больше: нижнее основание может достигать 115 сантиметров в длину, верхнее — 94 сантиметров. Дополнительно концертно-академические цимбалы снабжаются ножками и педалью для гашения звука.
Цимбалы — очень древний инструмент. Изображения его предшественника хордофона были найдены на шумерской амфоре, датируемой IV–III тысячелетиями до нашей эры. Рисунок похожего музыкального инструмента был обнаружен археологами на барельефе IX века до нашей эры.
Инструменты наподобие цимбал встречались у разных народов. Так, ассирийцы играли на триганоне — девятиструнном музыкальном инструменте треугольной формы, древние греки — на монохорде, китайцы — на чжу. У индийцев был популярен сантур: его струны изготавливали из травы мунджа, а играли на нем палочками, сделанными из бамбука. По мнению русского музыковеда-историка Николая Федоровича Финдейзена, в Европу инструмент попал именно из Индии, откуда его привезли цыгане в V веке.
Вместе с распространением совершенствовалась и конструкция цимбал: изменялись форма и размеры инструмента, количество и качество струн. До IX века струны изготавливали из жил или кишечника животных, затем постепенно перешли на медный сплав и металлическую проволоку.
В XIV веке цимбалы стали невероятно популярны у дворян. В средневековой Европе научиться играть на цимбалах мечтали все дамы высшего сословия. Еще большую популярность инструменту принес Панталеон Гебенштрайт — известный немецкий музыкант того времени, а благодаря Людовику XIV цимбалы получили новое европейское название «панталеон». В XVIII веке композиторы стали писать для цимбал отдельные партии и вводить инструмент в оперный оркестр. Его можно услышать в произведениях Ференца Эркеля и Ференца Легара.
На Руси цимбалы появились в конце XV века, когда английская королева Елизавета подарила инструмент русской царице. Подарок так понравился Ирине Федоровне, что цимбалы стали постоянно звучать в царских палатах и на княжеских пирах. Широкое распространение цимбалы получили на территории Украины, став по-настоящему народным инструментом.
Сегодня существует два вида цимбал: концертно-академические и народные. Они различаются размером корпуса и конструкцией. Народные цимбалы имеют меньший размер, обычно оснащаются ремешком для крепления на плече или шее. Размер корпуса концертно-академических цимбал значительно больше: нижнее основание может достигать 115 сантиметров в длину, верхнее — 94 сантиметров. Дополнительно концертно-академические цимбалы снабжаются ножками и педалью для гашения звука.