В преддверии празднования 75-летнего юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне зал Воинской Славы Белохолуницкого краеведческого музея пополнился новым экспонатом — цилиндром от мотора самолета истребителя И-Z. На таком самолете совершил свой последний в жизни вылет летчик Николай Матвеевич Сомов, уроженец Белой Холуницы.
В предвоенные годы советские инженеры и конструкторы, работавшие в области авиации, выполняли задание Коммунистической партии и Советского правительства по созданию новых образцов авиационной техники, строили военные и гражданские самолеты, совершенствовали авиационные двигатели. Летом 1930 года Глававиапром в срочном порядке поручил авиаконструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу разработать проект истребителя-перехватчика с (76-мм) динамо — реактивными авиационными пушками (АПК-4).
Истребитель получил загадочное название Z. Это был подкосный низкоплан, в котором передняя часть фюзеляжа с двигателем и кабиной была аналогична созданному ранее истребителю И-5. Но все остальное выглядело иначе. Хвостовая часть фюзеляжа овального сечения имела высокий киль и горизонтальное оперение с подкосом. Крыло эллипсовидное с полотняной обшивкой по форме напоминало крыло бабочки.
Однажды на завод приехал руководитель Советского государства И.В. Сталин, чтобы осмотреть опытное производство. Иосиф Виссарионович сел в кабину истребителя, спрашивал о назначении тех или иных рычагов. Он потянул за рычаг механизма перезарядки пушек, а механизм, как назло, не сработал.
Выводы научно-исследовательского института Военно-Воздушных Сил были таковы: «несмотря на имеющиеся дефекты, считать, что системы АПК-4 могут быть допущены на войсковые испытания».
В войсковой части 1692, где служил уроженец Белой Холуницы Николай Матвеевич Сомов, согласно приказу была сформирована отдельная истребительная авиационная эскадрилья для разработки тактики и использования истребителей И-Z. Николай Матвеевич вошел в ее состав. Сомов летчиком был отличным. Об этом говорят слова характеристик, об этом же свидетельствует факт его участия в Первомайском параде над Красной площадью в Москве.
В предвоенные годы советские инженеры и конструкторы, работавшие в области авиации, выполняли задание Коммунистической партии и Советского правительства по созданию новых образцов авиационной техники, строили военные и гражданские самолеты, совершенствовали авиационные двигатели. Летом 1930 года Глававиапром в срочном порядке поручил авиаконструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу разработать проект истребителя-перехватчика с (76-мм) динамо — реактивными авиационными пушками (АПК-4).
Истребитель получил загадочное название Z. Это был подкосный низкоплан, в котором передняя часть фюзеляжа с двигателем и кабиной была аналогична созданному ранее истребителю И-5. Но все остальное выглядело иначе. Хвостовая часть фюзеляжа овального сечения имела высокий киль и горизонтальное оперение с подкосом. Крыло эллипсовидное с полотняной обшивкой по форме напоминало крыло бабочки.
Однажды на завод приехал руководитель Советского государства И.В. Сталин, чтобы осмотреть опытное производство. Иосиф Виссарионович сел в кабину истребителя, спрашивал о назначении тех или иных рычагов. Он потянул за рычаг механизма перезарядки пушек, а механизм, как назло, не сработал.
Конструктор Григорович был очень смущен и расстроен. Но вскоре, несмотря на произошедший конфуз, истребитель И-Z поднялся в воздух.
Выводы научно-исследовательского института Военно-Воздушных Сил были таковы: «несмотря на имеющиеся дефекты, считать, что системы АПК-4 могут быть допущены на войсковые испытания».
В течение 1933 года в Москве было построено 22 машины.
В войсковой части 1692, где служил уроженец Белой Холуницы Николай Матвеевич Сомов, согласно приказу была сформирована отдельная истребительная авиационная эскадрилья для разработки тактики и использования истребителей И-Z. Николай Матвеевич вошел в ее состав. Сомов летчиком был отличным. Об этом говорят слова характеристик, об этом же свидетельствует факт его участия в Первомайском параде над Красной площадью в Москве.