Люди начали использовать чернила примерно тогда же, когда изобрели для них подходящий носитель — папирус и пергамент. Для изготовления чернил использовали самые разные натуральные красители. Египтяне перемешивали золу из корней папируса с камедью вишни и акации, римляне — золу из виноградных косточек с маслом. В Китае изготавливали густые чернила для письма кисточкой из сажи, растительного масла и щелочи. Использовались отвары из ягод бузины и черники, кожуры каштанов и грецких орехов, чернильные мешочки каракатиц и осьминогов, наросты на древесных листьях, сушеные червецы.
Чернила могли наливать в глиняную чашечку или рог, закрепленный на столешнице; мастерили и специальные сосуды в виде флаконов, узкогорлых пузырьков и своеобразных рюмок.
Один из старейших найденных археологами письменных приборов принадлежал писцу-египтянину и включал палочки для письма, пузырек для чернил и подушечку-«промокашку» с песком.
При раскопках Геркуланума удалось найти глиняную чернильницу с остатками сажевых чернил.
В XVII веке в Англии начали выпускать чернильницы из стекла. Они не отличались декоративными изысками, зато были очень практичны. Английские стеклодувы придумали модель «непроливайки» с конусообразной воронкой в горлышке: при опрокидывании чернила попадали в загиб и не выливались из сосуда. Небольшие походные чернильницы с узкими горлышками можно было без опаски носить даже в нагрудном кармане. Полноценный дорожный набор для письма представлял собой компактную коробочку с откидной крышкой: в днище коробки врезалась чернильница-непроливайка, к ней прилагались миниатюрный подсвечник и пара острых перьев. Модные массивные приборы занимали внушительную часть письменного стола; более простые состояли только из чернильницы и песочницы (мелким песком присыпали написанный текст, чтобы удалить излишки чернил).
Со временем большое внимание стали уделять внешнему облику чернильниц. Появились фарфоровые, металлические, каменные и полимерные сосуды разных размеров и форм. В письменные приборы состоятельных людей входили чернильницы, украшенные росписью, эмалью и самоцветными камнями.
Чернильницы вышли из обихода с появлением самописок, а позднее шариковых ручек. Но отдельные образцы, особенно изделия фирм Фаберже и де Мальи, до сих пор ценятся как дорогой музейный антиквариат.
Чернила могли наливать в глиняную чашечку или рог, закрепленный на столешнице; мастерили и специальные сосуды в виде флаконов, узкогорлых пузырьков и своеобразных рюмок.
Один из старейших найденных археологами письменных приборов принадлежал писцу-египтянину и включал палочки для письма, пузырек для чернил и подушечку-«промокашку» с песком.
При раскопках Геркуланума удалось найти глиняную чернильницу с остатками сажевых чернил.
В XVII веке в Англии начали выпускать чернильницы из стекла. Они не отличались декоративными изысками, зато были очень практичны. Английские стеклодувы придумали модель «непроливайки» с конусообразной воронкой в горлышке: при опрокидывании чернила попадали в загиб и не выливались из сосуда. Небольшие походные чернильницы с узкими горлышками можно было без опаски носить даже в нагрудном кармане. Полноценный дорожный набор для письма представлял собой компактную коробочку с откидной крышкой: в днище коробки врезалась чернильница-непроливайка, к ней прилагались миниатюрный подсвечник и пара острых перьев. Модные массивные приборы занимали внушительную часть письменного стола; более простые состояли только из чернильницы и песочницы (мелким песком присыпали написанный текст, чтобы удалить излишки чернил).
Со временем большое внимание стали уделять внешнему облику чернильниц. Появились фарфоровые, металлические, каменные и полимерные сосуды разных размеров и форм. В письменные приборы состоятельных людей входили чернильницы, украшенные росписью, эмалью и самоцветными камнями.
Чернильницы вышли из обихода с появлением самописок, а позднее шариковых ручек. Но отдельные образцы, особенно изделия фирм Фаберже и де Мальи, до сих пор ценятся как дорогой музейный антиквариат.