Фарфоровая промышленность интенсивно развивалась в Российской империи в XIX веке. Этому способствовала высокая пошлина на зарубежный фарфор, большое количество сырья. Это столетие можно назвать «золотым веком фарфора в России», когда создавались подлинные произведения искусства.
Для конца XIX века характерно усложнение форм фарфоровых изделий, обилие позолоты. В коллекции, которую подарил музею Эрмитаж, есть изделия Императорского фарфорового завода. Они отличаются красотой и изысканностью.
Сервиз голубого цвета с растительным рисунком — веточками и мелкими цветами — состоит из чайника, сахарницы, молочника и чайной пары. Тулово чайника и сахарницы получило квадратную форму с закругленными углами. К сахарнице с двух сторон мастер прикрепил округлые ручки. Сверху трех предметов — крышки с узором, который повторяет основную роспись. Молочник получил продолговатый слив, изогнутую ручку и плоскую крышку. Чашке придали шестигранный край и изогнутую ручку, блюдцу — волнистый край.
На дне всех предметов есть клеймо М.С. Кузнецова. Матвей Семёнович Кузнецов зарегистрировал свое «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий» 29 сентября 1887 года. Со временем в него вошли семь российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды: в Риге, Дулёве, Новгороде и других городах. Правление Товарищества располагалось на Мясницкой улице Москвы.
Сервиз из коллекции Кяхтинского музея изготовили на Дмитровском заводе в конце XIX столетия. Дмитровский завод стал первым частным предприятием по производству фарфора в России, еще в 1766 году его основал обрусевший англичанин Франц Яковлевич Гарднер.
Фабрика производила великолепный фарфор, а самого основателя удостоила аудиенции императрица Екатерина II. Однако к концу XIX века завод начал сдавать позиции, и вскоре его выкупил Матвей Кузнецов. Как дальновидный предприниматель он понимал, что гарднеровский фарфор известен среди потребителей. Кузнецов не желал терять заказчиков, а потому принял решение сохранить на новых изделиях знаменитое клеймо Гарднера. На фабрике выпускались столовые сервизы, люстры, лампады, вазы и статуэтки животных. После революции ее переименовали в Дмитровский фарфоровый завод и национализировали.