Декоративный чайник «Новгородский» изготовили на Бронницком заводе фарфоровых изделий «Возрождение» в 1972 году. Автором формы и росписи был художник Владимир Смоляр. Он часто покрывал фарфоровую посуду темно-синим кобальтом, для того, чтобы подчеркнуть ее монументальные формы и четкие силуэты. На других известных фарфоровых заводах в росписи применяли кобальтовую сетку, и не красили изделия целиком.
Для чайника «Новгородский» Смоляр выбрал необычную форму: длинный вздернутый носик, круглое тулово, которое сужалось к верху и низу, и ажурная ручка с фарфоровыми завитками. С обеих сторон автор расписал его золотой краской — изобразил Софийский собор, главный храм Великого Новгорода и один из древнейших каменных храмов в России.
Софийский собор построили в 1045–1050 годы по инициативе князя Ярослава Мудрого, он пожелал, чтобы строительством руководил его старший сын — Владимир. С 1136 года храм был духовным центром Новгородской республики, а с 1478 года, когда новгородские земли присоединили к московским, собор стал важным храмом для всего государства.
Несмотря на то, что Смоляр выбрал абстрактный стиль для изображения Софийского собора, большинство архитектурных деталей удалось перенести на чайник: храм имел шесть куполов, увенчанных маковками в виде древнерусских шлемов и крестами, три входа и три апсиды — пониженных выступа. Два из них были округлыми, а один пятиугольным. На вершине центрального купола находилась свинцовая фигура голубя, которая символизировала Святого Духа. По новгородской легенде, когда в 1570 году Иван Грозный организовал погром города, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Птица увидела резню и окаменела от ужаса. После у одного из монахов было видение, в котором Богородица сказала, что голубь был послан в утешение городу — пока он не слетит с креста, Новгород будет в безопасности.
Во время Великой Отечественной войны центральный крест собора вывезли в Испанию, в качестве военного трофея. В 2002 году губернатор Новгородской области обратился к посольству Испании в России с просьбой разыскать крест. Выяснилось, что новгородский артефакт находился в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Тогда настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев попросил президента России вернуть трофей в Новгород. После переговоров с королем Испании центральный крест вернули в Софийский собор, и сейчас он размещен внутри храма.
Для чайника «Новгородский» Смоляр выбрал необычную форму: длинный вздернутый носик, круглое тулово, которое сужалось к верху и низу, и ажурная ручка с фарфоровыми завитками. С обеих сторон автор расписал его золотой краской — изобразил Софийский собор, главный храм Великого Новгорода и один из древнейших каменных храмов в России.
Софийский собор построили в 1045–1050 годы по инициативе князя Ярослава Мудрого, он пожелал, чтобы строительством руководил его старший сын — Владимир. С 1136 года храм был духовным центром Новгородской республики, а с 1478 года, когда новгородские земли присоединили к московским, собор стал важным храмом для всего государства.
Несмотря на то, что Смоляр выбрал абстрактный стиль для изображения Софийского собора, большинство архитектурных деталей удалось перенести на чайник: храм имел шесть куполов, увенчанных маковками в виде древнерусских шлемов и крестами, три входа и три апсиды — пониженных выступа. Два из них были округлыми, а один пятиугольным. На вершине центрального купола находилась свинцовая фигура голубя, которая символизировала Святого Духа. По новгородской легенде, когда в 1570 году Иван Грозный организовал погром города, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Птица увидела резню и окаменела от ужаса. После у одного из монахов было видение, в котором Богородица сказала, что голубь был послан в утешение городу — пока он не слетит с креста, Новгород будет в безопасности.
Во время Великой Отечественной войны центральный крест собора вывезли в Испанию, в качестве военного трофея. В 2002 году губернатор Новгородской области обратился к посольству Испании в России с просьбой разыскать крест. Выяснилось, что новгородский артефакт находился в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Тогда настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев попросил президента России вернуть трофей в Новгород. После переговоров с королем Испании центральный крест вернули в Софийский собор, и сейчас он размещен внутри храма.