Активное распространение чая в Российской империи началось в конце XVIII века. В 1787 году была основана первая компания торговцев чаем «Перлов с сыновьями». Приблизительно в те же годы в стране начали распространяться медные самовары.
При этом расцвет чайной торговли между Российской империей и Великой Цин пришелся на XIX столетие. В 1841 году в городе Кяхта действовал специальный тариф, который регламентировал пошлину на разные сорта чая: зеленый, пекинский, каменный, кирпичный.
К 1850 году в Кяхте сосредоточили свою деятельность более 50 торговых предприятий. Оптовой торговлей чаем занимались купцы Немчиновы, Сабашниковы, Лушниковы, Синицыны и другие. В 1862 году состоялось подписание «Китайско-русского устава сухопутной торговли». Этот документ позволил русским купцам приобретать права на закупку чая в южных районах империи Цин.
В стране распространялись чайники из глины, фарфора, чугуна и меди. Главное достоинство медной посуды — высокая теплопроводность. Люди заметили, что такие емкости медленно и равномерно прогревались и начали использовать этот металл. Кухонную утварь изготавливали как из литого металла — чистой меди, так и с внутренним покрытием, в последнем случае металл лудили оловом.
Медеплавильная промышленность развивалась в стране со времен правления Петра I. В первой половине XIX века Российская империя стала одним из главных поставщиков красного металла на европейские рынки. Так, в период с 1801 по 1820 год страна экспортировала более 660 тысяч пудов меди, с 1821 по 1830-й — почти 2,5 миллиона пудов.
Однако уже в 1874 году тайный советник Виктор Францевич де Ливрон писал, что начиная со второй половины XIX века медное производство в Российской империи пришло в упадок по причинам оскудения уральских руд, недостатка геологических разведок, иностранной конкуренции. «Добыча меди во всем вообще Уральском крае постепенно уменьшается и увеличение медного производства без больших затрат возможно почти исключительно на Богословских заводах». При этом он отмечал потенциал Кавказа в продолжении медного дела.