В экспозиции представлены интерьерные часы с маятниковым механизмом. Они помещены в высокий шкаф, отделанный фанерой из ореховой древесины. В музей часы попали из дома семьи муромских купцов Киселевых.
Прототипы «часовых шкафов» были известны еще во времена позднего Средневековья. В начале XVI века часовщик из Нюрнберга Петер Генлейн изобрел заводную пружину, на основе которой создал переносные часы. Эта модель показывала время с помощью одной стрелки. Мастер поместил изделие в овальный корпус из позолоченной латуни. Такие часы носили в кармане и называли «нюрнбергское яйцо».
В 1657 году голландский механик и изобретатель Христиан Гюйгенс впервые использовал в часах маятник. На основе конструкции Гюйгенса появились настенные и напольные маятниковые часы.
Высота таких шкафов зависела от размера механизма. Поначалу часы были оборудованы шпиндельным спуском: специальная встроенная пружинка вращалась, переключала прикрепленные к ней штырьки, а они раскачивали маятник. Движение маятника в свою очередь возвращало штырьки в исходное положение, и стрелка сдвигалась. Но из-за большой амплитуды раскачиваний такая конструкция не позволяла использовать длинный маятник.
В 1670 году изобрели анкерный механизм и начали применять минутные маятники. На трос подвешивали специальный грузик, который приводил в движение колесики механизма и запускал часы. Движение доходило до тормозного колесика, которое взаимодействовало со специальным креплением — анкером, — и механизм проворачивался. Маятник служил регулятором: он менял положение анкера, а тот отпускал тормозную шестеренку. Когда маятник совершал обратное движение, зубчик тормозного колесика давил на анкер и снова передавал усилие на маятник. Так тормозное колесико двигалось в такт колебаниям маятника.
С появлением анкерного механизма амплитуда раскачивания маятника уменьшилась, а сам он стал длиннее. Под такие маятники и стали изготавливать вытянутые вертикальные шкафы.
Во второй половине XVIII века на циферблате большинства напольных часов появилась секундная стрелка. Это позволило повысить точность часов.
На циферблат часов мастера могли добавлять дополнительные шкалы для включения и выключения механизма боя, выбора музыкальной композиции боя, календарные и астрономические циферблаты. На часах из коллекции музея находятся четыре таких шкалы: секундная, минутная, включения боя и шкала дней недели по солнечному календарю.
Прототипы «часовых шкафов» были известны еще во времена позднего Средневековья. В начале XVI века часовщик из Нюрнберга Петер Генлейн изобрел заводную пружину, на основе которой создал переносные часы. Эта модель показывала время с помощью одной стрелки. Мастер поместил изделие в овальный корпус из позолоченной латуни. Такие часы носили в кармане и называли «нюрнбергское яйцо».
В 1657 году голландский механик и изобретатель Христиан Гюйгенс впервые использовал в часах маятник. На основе конструкции Гюйгенса появились настенные и напольные маятниковые часы.
Высота таких шкафов зависела от размера механизма. Поначалу часы были оборудованы шпиндельным спуском: специальная встроенная пружинка вращалась, переключала прикрепленные к ней штырьки, а они раскачивали маятник. Движение маятника в свою очередь возвращало штырьки в исходное положение, и стрелка сдвигалась. Но из-за большой амплитуды раскачиваний такая конструкция не позволяла использовать длинный маятник.
В 1670 году изобрели анкерный механизм и начали применять минутные маятники. На трос подвешивали специальный грузик, который приводил в движение колесики механизма и запускал часы. Движение доходило до тормозного колесика, которое взаимодействовало со специальным креплением — анкером, — и механизм проворачивался. Маятник служил регулятором: он менял положение анкера, а тот отпускал тормозную шестеренку. Когда маятник совершал обратное движение, зубчик тормозного колесика давил на анкер и снова передавал усилие на маятник. Так тормозное колесико двигалось в такт колебаниям маятника.
С появлением анкерного механизма амплитуда раскачивания маятника уменьшилась, а сам он стал длиннее. Под такие маятники и стали изготавливать вытянутые вертикальные шкафы.
Во второй половине XVIII века на циферблате большинства напольных часов появилась секундная стрелка. Это позволило повысить точность часов.
На циферблат часов мастера могли добавлять дополнительные шкалы для включения и выключения механизма боя, выбора музыкальной композиции боя, календарные и астрономические циферблаты. На часах из коллекции музея находятся четыре таких шкалы: секундная, минутная, включения боя и шкала дней недели по солнечному календарю.