Во второй половине XIX — начале XX века в русском ювелирном искусстве возникло целое «национальное» направление. Фабрики и мастерские создавали столовые приборы, чайные и кофейные сервизы, декоративные предметы из серебра, в которых копировали и перерабатывали мотивы из народного и древнерусского искусства. В серебре воспроизводили старинную русскую посуду: братины, стопы, чаши, чарки. Вместе с техниками литья и чеканки стали применять эмаль и чернение, а также традиционную для допетровского времени скань, при которой изделия создавали из крученой проволоки.
Стиль, в котором мастер украсил чарку-ковшик из музейной коллекции, эксперты называют неорусским. В нем сочетаются черты модерна и древнерусского стиля: плавность линий, обилие орнаментов, геометрические узоры в виде волн, треугольников, завитков и каплевидных элементов.
Ковшик поступил в музей из имущества репрессированного Никиты Меликова. Его изготовили в 1908–1917 годах на известной московской фабрике серебряных изделий Федора Рюкерта.
Федор Рюкерт (Фридрих Рюкерт) — русский ювелир немецкого происхождения, мастер-эмальер. Он родился в регионе Эльзас-Лотарингия (сейчас — территория Восточной Франции), а в юности переехал с родителями в Россию.
В 1880-х годах Рюкерт работал в московской ювелирной фирме Ивана Хлебникова. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке за свои изделия Рюкерт получил золотую медаль.
В 1886 году ювелир покинул фирму Хлебникова и открыл мастерскую в собственном доме (в наши дни это дом 29 на Воронцовской улице). Здесь в 1887–1917 годах он изготавливал изделия для московского отделения фирмы Карла Фаберже, ювелирного предпринимателя Ореста Курлюкова, а также купца и мецената Иосифа Маршака. Эксперт по русским ювелирным украшениям Татьяна Мунтян писала:
Стиль, в котором мастер украсил чарку-ковшик из музейной коллекции, эксперты называют неорусским. В нем сочетаются черты модерна и древнерусского стиля: плавность линий, обилие орнаментов, геометрические узоры в виде волн, треугольников, завитков и каплевидных элементов.
Ковшик поступил в музей из имущества репрессированного Никиты Меликова. Его изготовили в 1908–1917 годах на известной московской фабрике серебряных изделий Федора Рюкерта.
Федор Рюкерт (Фридрих Рюкерт) — русский ювелир немецкого происхождения, мастер-эмальер. Он родился в регионе Эльзас-Лотарингия (сейчас — территория Восточной Франции), а в юности переехал с родителями в Россию.
В 1880-х годах Рюкерт работал в московской ювелирной фирме Ивана Хлебникова. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке за свои изделия Рюкерт получил золотую медаль.
В 1886 году ювелир покинул фирму Хлебникова и открыл мастерскую в собственном доме (в наши дни это дом 29 на Воронцовской улице). Здесь в 1887–1917 годах он изготавливал изделия для московского отделения фирмы Карла Фаберже, ювелирного предпринимателя Ореста Курлюкова, а также купца и мецената Иосифа Маршака. Эксперт по русским ювелирным украшениям Татьяна Мунтян писала: