Развитию письменности на Печоре в XVIII в. предшествовало старообрядческое движение из центральных районов России. Книги переписывались в специальных мастерских Великопоженского и Цилемского старообрядческих скитов. Здесь же копировались и реставрировались ветхие книги. После закрытия скитов, потребность в книге возросла. Нужда в религиозной литературе заставила местных переписчиков развернуть деятельность по копированию рукописей, сделавших эту работу почти профессиональной.
Сильный удар местной рукописно-книжной традиции был нанесен в 1906 году, когда было разрешено старообрядцам выпускать свои книги. На Печору хлынул мощный поток печатной продукции. Объем работы местных переписчиков значительно сократился, и рукописные сборники переместились в хозяйственные помещения, где сохранились до настоящего времени. Один из сохранившихся фолиантов в Усть-Цильме — Часовник.
Сильный удар местной рукописно-книжной традиции был нанесен в 1906 году, когда было разрешено старообрядцам выпускать свои книги. На Печору хлынул мощный поток печатной продукции. Объем работы местных переписчиков значительно сократился, и рукописные сборники переместились в хозяйственные помещения, где сохранились до настоящего времени. Один из сохранившихся фолиантов в Усть-Цильме — Часовник.