Практически все средневековые города кроме прочих находок в составе культурного слоя XIII–XIV веков содержат так называемую кашинную керамику, представленная кашинной посудой и изразцами.
Кашинами принято называть лёгкую пористую керамическую массу, имеющую после обжига белый цвет со слабо выраженными жёлтым или розовым оттенками. Само слово «кашин» произошло, очевидно, от имени иранского города Кашан, где изготовлялись в XII веке белоглиняные сосуды из разряда фаянсов и полуфаянсов, предназначенные для люстровой росписи. Люстровая роспись представляет собой роспись органическими лаками, содержащими специальные соединения железа, титана и других металлов. В процессе обжига органические вещества сгорают, а на поверхности глазури остается тончайшее (несколько микрон) металлическое или металло-оксидное покрытие, обладающее высоким блеском и необычным цветом.
Центрами изготовления кашинной посуды являлись города средневекового Ирана, Хорезма и Золотой Орды.
Эта керамика является компонентом торговых и культурных связей разных государств, маркирует принадлежность её обладателей к элитному социальному слою и, безусловно, является надёжным датирующим материалом. Время бытования кашинной посуды ограничивается XIII–XIV веками.
Поливная керамика Золотой Орды являлась изделием развитого ремесла, была самой массовой художественной продукцией, отражавшей социальную психологию, вкусы и мощно влиявшей на них.
Чаша, представленная в экспозиции музея, датируется ХIV веком. Она была найдена экспедицией под руководством Юрия Анатольевича Зеленеева в 1996 году на Царевском городище (Ленинский район Волгоградской области) — одном из трех крупнейших золотоордынских столичных центров Нижнего Поволжья. Чаша имеет полусферическую форму с отогнутым наружу краем на кольцевом поддоне. Ее центральная часть украшена кругом с белым цветком на бирюзовом фоне. Выше него идет фриз из вертикальных павлиньих перьев. В золотоордынском искусстве цветочно-растительный орнамент являлся наиболее распространенным.