Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Археологическое наследие Республики Ингушетия»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Цепь очажная родовая

Время создания
XII–XVII вв.
Место создания
Ингушетия
Размер
218x6x1,9 см
длина звена – 16,5 см
Техника
ковка, железо
0
Открыть в приложении
#1
Цепь очажная родовая
#2
Данная очажная цепь принадлежала роду Баркинхоевых, она висела над очагом, на цепи висел котел. Котел то поднимали, то опускали вниз, в зависимости от того, какой нужен был огонь — слабый или сильный. Очажная цепь считалась священной и передавалась из поколения в поколение. Вблизи нее не должна была пролиться кровь, нельзя было произносить дурных слов. Даже кровную месть не свершали вблизи очага. Любой из коровников, если ему удавалось дотронуться до очажной цепи, должен был быть принят как гость. Обнять же чужую очажную цепь означало, что человек ищет защиты или желает стать названым братом.

Очаг использовался и для отопления, и для приготовления пищи. Над очагом имелся длинный железный прут с зубчиками, крючками. На них над дымом вялилось мясо, которое хорошо хранилось и долго сохраняло свои вкусовые качества. Одновременно в углях очага пекли лепешки из кукурузной муки, после с него сдували пепел и употребляли в пищу.

О почитании огня в древности говорят сохранившиеся памятники духовной и материальной культуры. В нартском эпосе герои при встрече приветствовали друг друга словами: «Пусть огонь ваш не угаснет». У стен святилища совершались языческие ритуалы и обильное жертвоприношение. 

Одним из самых страшных проклятий у ингушей было выражение: «Чтоб потух огонь твоего отца», употребление которого сохранилось и до наших дней, правда, без особого осмысления. У семейного очага решали важные вопросы и исполняли семейные ритуалы. У очага нельзя было ругаться, его нельзя было тушить, сыпать туда мусор и т. д. 

Считалось, что «солнечный мир» и «подземный мир» соединяются через опорный столб и очаг, которые находятся в центре жилища. Соответственно контакт людей живущих и умерших осуществляется также через очаг.  Считалось также, что если погаснет огонь, то духи покинут дом и унесут с собою покой и благодать.
#5
Согласно мифологическим представлениям, души умерших получали свою постоянную долю пищи через огонь в очаге.
А. Танкиев
#4
До недавнего времени считалось грехом выбрасывать очажную цепь, даже при полной ее непригодности. Она хранилась у многих ингушей еще и после переселения с гор на равнину. 
#7
Не только сам очаг, но и очажная цепь, огонь, котел, даже зола и сажа на потолке считались священными.
писал Е. Крупнов
#6
Слово, которое человек давал, взявшись за очажную цепь, являлось клятвенным. Просьбу человека, просящего о чем-либо, следовало удовлетворить, если он держался рукой за цепь, особенно перед ужином. Убегающий от преследования преступник считался находящимся под защитой, если он держался за цепь или обвил ее вокруг себя. Прикосновение к надочажной цепи исключало кровную месть.

В начале ХХ века невесту трижды обводили вокруг родительского очага с покрытой головой в знак прощания, а подруги пели ей песни с пожеланиями, чтобы молодая жена была «плодовита, как зола священного очага», чтобы она была «прилипчива» к мужу и семье, как сажа.

Прикосновение к надочажной цепи знаменовало и вхождение невесты в дом жениха. При вводе в дом мужа, три раза обводили по правую сторону, и она, прикасаясь к новому очагу, становилась членом новой семьи. Долгое время даже после того, как не стало в доме очагов, этот обычай еще сохранялся. У ингушей практиковался и обряд раздела очага. Он происходил по мере разрастания рода и его разделения. 

К концу XIX века произошло преобразование очага в камин (товг1а), который чаще всего делали слева от входа в дом. В XX веке товг1а были заменены на каменные, кирпичные или железные печки. Сегодня культ домашнего очага подразумевает сохранение семейных традиций и родственных связей, единство и память о предках.
#3
читать дальшескрыть

Цепь очажная родовая

Время создания
XII–XVII вв.
Место создания
Ингушетия
Размер
218x6x1,9 см
длина звена – 16,5 см
Техника
ковка, железо
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%