Бюст Екатерины II в диадеме, в платье, обшитом соболем, с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного на груди был выполнен на фарфоровом заводе, основанном обрусевшим англичанином Францем Гарднером. Поясной портрет императрицы установлен на каменном пьедестале, декорированном бронзовыми поясами. Представленный бюст — повторение французского оригинала, созданного в 1779 году по модели французского скульптора Луи-Симона Буазо, руководителя скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры.
Фарфоровый портрет Буазо входил в состав грандиозного настольного украшения к знаменитому сервизу с камеями, изготовленному по заказу Екатерины II на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1778–1779 годах. Настольное украшение было исполнено из бисквита. Центральную часть представляла композиция «Русский Парнас» на тему «Науки и искусства торопятся воздать честь русской императрице, победоносные войска которой вернули мир ее стране». Сервиз предназначался для фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потемкина.
В России бюст по модели Луи-Симона Буазо изготавливали в конце XVIII и начале XIX века только на фарфоровом заводе Гарднера. Вполне возможно, что бисквитный портрет выпускался на гарднеровской мануфактуре по правительственному заказу. В основе скульптурного портрета Екатерины II лежит гравюра с оригинала итальянского художника Пьетро Антонио Ротари 1762 года. Живописный портрет Екатерины II неоднократно гравировался как в России, так и в Западной Европе. По мнению самой императрицы, портрет получился «гораздо удачлив».
К этому портрету в 1762 году фаворитка императрицы и одна из самых образованных женщин своей эпохи княгиня Е.Р. Дашкова сочинила стихи:
Фарфоровый портрет Буазо входил в состав грандиозного настольного украшения к знаменитому сервизу с камеями, изготовленному по заказу Екатерины II на Севрской фарфоровой мануфактуре в 1778–1779 годах. Настольное украшение было исполнено из бисквита. Центральную часть представляла композиция «Русский Парнас» на тему «Науки и искусства торопятся воздать честь русской императрице, победоносные войска которой вернули мир ее стране». Сервиз предназначался для фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потемкина.
В России бюст по модели Луи-Симона Буазо изготавливали в конце XVIII и начале XIX века только на фарфоровом заводе Гарднера. Вполне возможно, что бисквитный портрет выпускался на гарднеровской мануфактуре по правительственному заказу. В основе скульптурного портрета Екатерины II лежит гравюра с оригинала итальянского художника Пьетро Антонио Ротари 1762 года. Живописный портрет Екатерины II неоднократно гравировался как в России, так и в Западной Европе. По мнению самой императрицы, портрет получился «гораздо удачлив».
К этому портрету в 1762 году фаворитка императрицы и одна из самых образованных женщин своей эпохи княгиня Е.Р. Дашкова сочинила стихи: