Скульптурный портрет поэта Александра Пушкина из собрания музея выполнен из бронзы в реалистичной манере. Создал его Александр Опекушин (1838–1923) — русский скульптор, который родился в семье крепостного крестьянина, но сумел благодаря своим незаурядным способностям выкупить вольную и впоследствии окончить Императорскую Академию художеств.
В 1873 году был объявлен конкурс на создание памятника Пушкину. В нем приняли участие практически все российские скульпторы того времени. Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил огромное количество изображений поэта в самых разных позах. В результате первый в России памятник поэту торжественно открыли в Москве 6 июня 1880 года. Сегодня он располагается на Пушкинской площади. Эта работа принесла Опекушину подлинную славу. Бюст из музейного собрания — копия части памятника Пушкину в Москве.
Александр Пушкин был очень важной фигурой для Федора Тютчева. «Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой пушкинской плеяде поэтов, — писал публицист Иван Аксаков. — Не потому только, что он был им всем почти сверстник по летам, но особенно потому, что на его стихах лежит тот же исторический признак, которым отличается и определяется поэзия этой эпохи».
В 1836 году Тютчев ставил Пушкина «высоко над всеми современными французскими поэтами». За десять лет до того, как началась поэтическая жизнь самого Тютчева и появились первые опубликованные произведения, он ясно воспринимал его верховную роль в русской культуре. Николай Гоголь называл Тютчева в числе поэтов, которых «возбудил на деятельность Пушкин».
В 1836 году именно Пушкин опубликовал в своем журнале «Современник» первые 24 стихотворения Федора Тютчева, назвав их просто «стихотворениями, присланными из Германии» за скромной подписью «Ф.Т.». Пушкин высоко оценил творчество неизвестного автора. Он считал его представителем современной русской поэзии, которая «осталась чужда влиянию французскому, она все более и более дружится с поэзией германскою и гордо сохраняет свою независимость от вкусов и требований публики».
В 1873 году был объявлен конкурс на создание памятника Пушкину. В нем приняли участие практически все российские скульпторы того времени. Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил огромное количество изображений поэта в самых разных позах. В результате первый в России памятник поэту торжественно открыли в Москве 6 июня 1880 года. Сегодня он располагается на Пушкинской площади. Эта работа принесла Опекушину подлинную славу. Бюст из музейного собрания — копия части памятника Пушкину в Москве.
Александр Пушкин был очень важной фигурой для Федора Тютчева. «Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой пушкинской плеяде поэтов, — писал публицист Иван Аксаков. — Не потому только, что он был им всем почти сверстник по летам, но особенно потому, что на его стихах лежит тот же исторический признак, которым отличается и определяется поэзия этой эпохи».
В 1836 году Тютчев ставил Пушкина «высоко над всеми современными французскими поэтами». За десять лет до того, как началась поэтическая жизнь самого Тютчева и появились первые опубликованные произведения, он ясно воспринимал его верховную роль в русской культуре. Николай Гоголь называл Тютчева в числе поэтов, которых «возбудил на деятельность Пушкин».
В 1836 году именно Пушкин опубликовал в своем журнале «Современник» первые 24 стихотворения Федора Тютчева, назвав их просто «стихотворениями, присланными из Германии» за скромной подписью «Ф.Т.». Пушкин высоко оценил творчество неизвестного автора. Он считал его представителем современной русской поэзии, которая «осталась чужда влиянию французскому, она все более и более дружится с поэзией германскою и гордо сохраняет свою независимость от вкусов и требований публики».