В экспозиции краевого краеведческого музея представлено традиционное бурятское седло, которое использовали для езды на лошади. Изделие представляет собой деревянную основу с загнутыми передними и задними краями — их называли луками. Выступающие части декорированы черными пластинами.
Спинка отклонена под углом 45 градусов. Благодаря этому всадник мог удобно откинуться назад, но при этом держать равновесие. Например, когда наездник совершал военный маневр, он мог повернуться назад и, стреляя из лука, не выпасть из седла.
Сверху на основе закреплена подушка, которая покрыта черной кожей Тебеньки по бокам — длинные свисающие края сиденья — предохраняли ноги всадника от трения стремянным ремнем. Они украшены круглыми металлическими пластинами с растительным орнаментом и клепками.
Часть бурятских племен были кочевниками-скотоводами. Летом они выгоняли скот на пастбища в тайгу, а зимой — в долины рек и степи. Лошадь для бурят была транспортным средством, помощником по хозяйству и в охоте.
Животное было настолько важным для забайкальского населения, что в регионе сформировался культ лошади. Буряты считали, что конь мог видеть существ из потустороннего мира. Если животное резко останавливалось посреди пути, то жеребца нельзя было наказывать. Считалось, что он увидел духа на дороге и пропустил его вперед.
Кроме того, существовало поверье, что животное должно было воссоединиться с хозяином в загробном мире. Поэтому бурятов хоронили вместе с лошадью, на которой они ездили. Чаще всего жеребца приносили в жертву на могиле хозяина, снимали с него шкуру и вешали ее на шесте рядом.
Обряд в разных племенах проходил по-разному, но его значение было одинаковым во всех районах — конь помогал усопшему перейти в иной мир, к духам, и встретиться со своими предками. Считалось, что без лошади кочевники могли заблудиться.
Конь был помощником бурят, поэтому к нему относились с почтением. Седло и упряжку отделывали различными декоративными элементами из кожи, бусин и серебра. Среди населения существовала поговорка:
Спинка отклонена под углом 45 градусов. Благодаря этому всадник мог удобно откинуться назад, но при этом держать равновесие. Например, когда наездник совершал военный маневр, он мог повернуться назад и, стреляя из лука, не выпасть из седла.
Сверху на основе закреплена подушка, которая покрыта черной кожей Тебеньки по бокам — длинные свисающие края сиденья — предохраняли ноги всадника от трения стремянным ремнем. Они украшены круглыми металлическими пластинами с растительным орнаментом и клепками.
Часть бурятских племен были кочевниками-скотоводами. Летом они выгоняли скот на пастбища в тайгу, а зимой — в долины рек и степи. Лошадь для бурят была транспортным средством, помощником по хозяйству и в охоте.
Животное было настолько важным для забайкальского населения, что в регионе сформировался культ лошади. Буряты считали, что конь мог видеть существ из потустороннего мира. Если животное резко останавливалось посреди пути, то жеребца нельзя было наказывать. Считалось, что он увидел духа на дороге и пропустил его вперед.
Кроме того, существовало поверье, что животное должно было воссоединиться с хозяином в загробном мире. Поэтому бурятов хоронили вместе с лошадью, на которой они ездили. Чаще всего жеребца приносили в жертву на могиле хозяина, снимали с него шкуру и вешали ее на шесте рядом.
Обряд в разных племенах проходил по-разному, но его значение было одинаковым во всех районах — конь помогал усопшему перейти в иной мир, к духам, и встретиться со своими предками. Считалось, что без лошади кочевники могли заблудиться.
Конь был помощником бурят, поэтому к нему относились с почтением. Седло и упряжку отделывали различными декоративными элементами из кожи, бусин и серебра. Среди населения существовала поговорка: