Ян Порселлис, художник фламандского происхождения, является одним из основоположников реалистического морского пейзажа. Свой путь в искусстве он начал в качестве графика на производстве географических карт, книжных иллюстраций и гравюр кораблей. Затем он получил звание мастера живописного цеха в Антверпене. Много путешествовал по всей Европе, но жить остался в Голландии — стране, тесно связанной с водной стихией.
В XVII веке морской пейзаж стал излюбленной темой искусства Нидерландов. Порселлис посвятил свое творчество теме моря, изображая его в разных состояниях: спокойном и бурном, в дождь и светлым днем. Художник блестяще писал корабли и суда, знал их устройство и оснастку. Его марины характеризовались общим поэтическим настроением и богатыми световыми и атмосферными эффектами. Картины мастера отличались нежным, почти монохромным колоритом. Порселлиса интересовало прежде всего море: все остальное — людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал как дополнительные элементы.
Для того чтобы создать пространственную глубину и обозначить толщу воды, Порселлис использовал определенное расположение одиночных судов — систему, придуманную Яном Брейгелем Старшим, знаменитым «бархатным» фламандцем. Этот прием стал одним из главных в морских пейзажах Золотого века голландской живописи.
Композиция картины «Бурное море», на первый взгляд, не является четкой. На ней запечатлен словно бы случайный момент. Близкие и отдаленные мотивы контрастируют между собой — по этому принципу Порселлис часто формирует пространство. Две трети полотна отведены дождливому серому небу Голландии. Нижняя треть — штормовое море, разбрасывающее парусные суда. При этом вода в работах Порселлиса, даже там, где нет кораблей, не бывает просто пустым пространством или фоном, она является самостоятельным элементом изображения.
Из всех голландских маринистов именно Порселлис первым так тщательно изучил явления водной стихии. Он осознал, что Северное море не изумрудно-зеленое, его воды окрашены в целый диапазон цветов, зависящий от погоды: полный спектр зеленого, синего, серого и коричневого. Талантливый живописец, Порселлис смог передать эту цветовую гамму в своих многочисленных пейзажах.
В XVII веке морской пейзаж стал излюбленной темой искусства Нидерландов. Порселлис посвятил свое творчество теме моря, изображая его в разных состояниях: спокойном и бурном, в дождь и светлым днем. Художник блестяще писал корабли и суда, знал их устройство и оснастку. Его марины характеризовались общим поэтическим настроением и богатыми световыми и атмосферными эффектами. Картины мастера отличались нежным, почти монохромным колоритом. Порселлиса интересовало прежде всего море: все остальное — людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал как дополнительные элементы.
Для того чтобы создать пространственную глубину и обозначить толщу воды, Порселлис использовал определенное расположение одиночных судов — систему, придуманную Яном Брейгелем Старшим, знаменитым «бархатным» фламандцем. Этот прием стал одним из главных в морских пейзажах Золотого века голландской живописи.
Композиция картины «Бурное море», на первый взгляд, не является четкой. На ней запечатлен словно бы случайный момент. Близкие и отдаленные мотивы контрастируют между собой — по этому принципу Порселлис часто формирует пространство. Две трети полотна отведены дождливому серому небу Голландии. Нижняя треть — штормовое море, разбрасывающее парусные суда. При этом вода в работах Порселлиса, даже там, где нет кораблей, не бывает просто пустым пространством или фоном, она является самостоятельным элементом изображения.
Из всех голландских маринистов именно Порселлис первым так тщательно изучил явления водной стихии. Он осознал, что Северное море не изумрудно-зеленое, его воды окрашены в целый диапазон цветов, зависящий от погоды: полный спектр зеленого, синего, серого и коричневого. Талантливый живописец, Порселлис смог передать эту цветовую гамму в своих многочисленных пейзажах.