В 1938 году группа археологов под руководством Сергея Бибикова открыла Бурановскую пещеру, которая находится около Усть-Катава на реке Юрюзань. В ней был погребен человек в возрасте от 30 до 60 человек — точнее определить по останкам не удалось. Скелет лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, голова повернута на 120 градусов. Рост погребенного составлял 150 сантиметров.
Инвентарь погребения состоял из 35 подвесок разного размера и медальоновидной формы, изготовленных из голубовато-зеленого или зеленого офита. По краю подвесок просверлены сквозные отверстия для крепления. Одна из поверхностей подвесок тщательно отполирована: люди в то время прекрасно владели техникой пиления, сверления и шлифования камня. Подвески располагались вокруг бедер и спускались к стопам. Возможно, когда-то они были нашиты на пояс. Погребение датируется V тысячелетием до нашей эры.
Подобные погребения в пещерах находили и раньше — по рекам Чусовая, Юрюзань, Сим, на острове Аргазинского водохранилища и на берегу озера у деревни Шатрово. Украшения с одежды покойных, в частности плоские каплевидные подвески из мягких пород камня, были сходны с украшениями шаманских одеяний более поздних времен.
У входа в пещеру на правой стене, в 25 сантиметрах от пола, неподалеку от погребенного, археологи обнаружили рисунки, выполненные темно-красной охрой (такая же краска была найдена в углублении под головой умершего): в верхней части — наконечник гарпуна, чуть ниже — скелет животного, предположительно лося или лошади. На данный момент изображениям из Бурановской пещеры нет аналогов в петроглифах Карелии, писаницах Сибири, Казахстана и Монголии. Наиболее территориально близкие писаницы Среднего и Северного Урала также не содержат ничего похожего. Все известные писаницы и петроглифы отличаются сравнительно сложной композицией, иной манерой нанесения изображений, передающей изображаемые предметы в более реалистичной манере, несмотря на примитивность рисунка.
Малочисленность открытых и исследованных погребений каменного века можно объяснить тем, что для захоронения останков использовались другие погребальные обряды, следы которых не могли сохраниться до наших дней. Одним из них, предположительно, был погребальный обряд на воде.
Инвентарь погребения состоял из 35 подвесок разного размера и медальоновидной формы, изготовленных из голубовато-зеленого или зеленого офита. По краю подвесок просверлены сквозные отверстия для крепления. Одна из поверхностей подвесок тщательно отполирована: люди в то время прекрасно владели техникой пиления, сверления и шлифования камня. Подвески располагались вокруг бедер и спускались к стопам. Возможно, когда-то они были нашиты на пояс. Погребение датируется V тысячелетием до нашей эры.
Подобные погребения в пещерах находили и раньше — по рекам Чусовая, Юрюзань, Сим, на острове Аргазинского водохранилища и на берегу озера у деревни Шатрово. Украшения с одежды покойных, в частности плоские каплевидные подвески из мягких пород камня, были сходны с украшениями шаманских одеяний более поздних времен.
У входа в пещеру на правой стене, в 25 сантиметрах от пола, неподалеку от погребенного, археологи обнаружили рисунки, выполненные темно-красной охрой (такая же краска была найдена в углублении под головой умершего): в верхней части — наконечник гарпуна, чуть ниже — скелет животного, предположительно лося или лошади. На данный момент изображениям из Бурановской пещеры нет аналогов в петроглифах Карелии, писаницах Сибири, Казахстана и Монголии. Наиболее территориально близкие писаницы Среднего и Северного Урала также не содержат ничего похожего. Все известные писаницы и петроглифы отличаются сравнительно сложной композицией, иной манерой нанесения изображений, передающей изображаемые предметы в более реалистичной манере, несмотря на примитивность рисунка.
Малочисленность открытых и исследованных погребений каменного века можно объяснить тем, что для захоронения останков использовались другие погребальные обряды, следы которых не могли сохраниться до наших дней. Одним из них, предположительно, был погребальный обряд на воде.