В Касимовском музее-заповеднике хранится шляпная булавка, которая принадлежала жене касимовского художника Ефима Грушина. Он дружил с композитором Александром Олениным, чье фамильное имение также располагалось в Касимовском уезде.
Шляпные булавки появились в Европе во времена Средневековья. В XV веке ими прикрепляли вуаль к волосам. Когда в моду вошли шляпы, этот аксессуар стали использовать для головных уборов с широкими полями.
Также с помощью подобных булавок девушки крепили объемные шляпы к прическе. Так головной убор надежно держался на голове и не слетал во время сильного ветра, верховой езды или в уличной сутолоке.
Шляпная булавка из коллекции музея представляет собой заостренный металлический стержень длиной 23 сантиметра. Его венчает навершие, украшенное стеклянными камнями. В XIX–XX столетиях для шляпных булавок использовали и другие материалы: металл, кость, перламутр, дерево, а также экзотический панцирь черепахи. Навершия украшали стразами, драгоценными камнями или покрывали эмалью.
Иногда на заостренный конец булавки крепили предохранитель, но в большинстве случаев мастера ограничивались стандартной конструкцией. Из-за этого аксессуар был травмоопасным: если владелица скакала на лошади или кто-то задевал ее шляпу в толпе, булавка могла проколоть или порезать кожу. Кроме того, шляпный аксессуар был прочным и не гнулся, поэтому некоторые девушки использовали его как орудие самообороны в опасных ситуациях.
В начале XX века в Москве и Петербурге губернаторы издали специальное распоряжение. Оно гласило, что дамы в широкополых шляпах не должны были использовать общественный транспорт, чтобы не поранить пассажиров, а все мастера обязаны снабжать все булавки наконечниками.
Однако распоряжение не помогло: защита для иглы часто откручивалась и терялась.
В советское время объемные головные уборы постепенно вышли из моды, поэтому производство булавок практически прекратилось. Сейчас антикварные аксессуары для шляп можно встретить в собраниях музеев и частных коллекциях.
Шляпные булавки появились в Европе во времена Средневековья. В XV веке ими прикрепляли вуаль к волосам. Когда в моду вошли шляпы, этот аксессуар стали использовать для головных уборов с широкими полями.
Также с помощью подобных булавок девушки крепили объемные шляпы к прическе. Так головной убор надежно держался на голове и не слетал во время сильного ветра, верховой езды или в уличной сутолоке.
Шляпная булавка из коллекции музея представляет собой заостренный металлический стержень длиной 23 сантиметра. Его венчает навершие, украшенное стеклянными камнями. В XIX–XX столетиях для шляпных булавок использовали и другие материалы: металл, кость, перламутр, дерево, а также экзотический панцирь черепахи. Навершия украшали стразами, драгоценными камнями или покрывали эмалью.
Иногда на заостренный конец булавки крепили предохранитель, но в большинстве случаев мастера ограничивались стандартной конструкцией. Из-за этого аксессуар был травмоопасным: если владелица скакала на лошади или кто-то задевал ее шляпу в толпе, булавка могла проколоть или порезать кожу. Кроме того, шляпный аксессуар был прочным и не гнулся, поэтому некоторые девушки использовали его как орудие самообороны в опасных ситуациях.
В начале XX века в Москве и Петербурге губернаторы издали специальное распоряжение. Оно гласило, что дамы в широкополых шляпах не должны были использовать общественный транспорт, чтобы не поранить пассажиров, а все мастера обязаны снабжать все булавки наконечниками.
Однако распоряжение не помогло: защита для иглы часто откручивалась и терялась.
В советское время объемные головные уборы постепенно вышли из моды, поэтому производство булавок практически прекратилось. Сейчас антикварные аксессуары для шляп можно встретить в собраниях музеев и частных коллекциях.