Деревянный и широкий бубен шамана обтянут хорошо выделанной кожей оленя. На деревянной стороне находятся «ушки», соответствующие могуществу шамана. Чем сильнее по духу шаман, тем больше «ушек» на бубне. Шаманский бубен эвенки часто называли своеобразным плотом или лодкой, а колотушку к бубну — веслом. На этом «плоту» душа шамана «плавала» по подземным рекам и озерам в поисках потерянных душ или в погоне за похищенными душами.
Бубен имел округлую форму: его диаметр составлял от 75 до 99 см, а ширина обода могла быть от 13 до 18 см. Обод изготавливали из кедра при помощи специального приспособления. Кожу для обтяжки инструмента выделывали женщины из рода шамана. С внешней стороны бубна наносили схематичные изображения антропоморфных фигур. С внутренней стороны его укрепляли поперечными железными прутьями, на которые привязывали подвески из железа и фигурки животных и птиц.
Влияние шамана на людей и вера в него были огромными, поскольку его основной задачей была забота о душах сородичей и их благополучии. Его звали к заболевшим, спрашивали о будущем, просили притянуть удачу. Во время ритуалов шаман перемещался в другие миры, где общался с духами, искал и находил заплутавшие людские души. Шаман также владел силой вызывать бурю, дождь, гром и молнию.
Кроме того, перед отправлением экспедиции в трудный путь вниз по реке, эвенкийский шаман устраивал так называемые проводы, совершая обряды с деревянным идолом тайменя (дельбона). Это было необходимо для разведки фарватера и успешного завершения экспедиции. Ритуал общения с духами, или камлание, происходило без бубна и без шаманского костюма. Шаман сидел в чуме на символическом плоту и держал в правой руке за хвост идол дельбона, обращенного головою вниз.
Бубен считался отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента всегда внимательно следили. После смерти шамана его инструмент, как и другие вещи, разрезали — эвенки верили, что в загробном мире всё будет выглядеть целым. Разрезанные вещи складывали на могилу шамана.
Бубен имел округлую форму: его диаметр составлял от 75 до 99 см, а ширина обода могла быть от 13 до 18 см. Обод изготавливали из кедра при помощи специального приспособления. Кожу для обтяжки инструмента выделывали женщины из рода шамана. С внешней стороны бубна наносили схематичные изображения антропоморфных фигур. С внутренней стороны его укрепляли поперечными железными прутьями, на которые привязывали подвески из железа и фигурки животных и птиц.
Влияние шамана на людей и вера в него были огромными, поскольку его основной задачей была забота о душах сородичей и их благополучии. Его звали к заболевшим, спрашивали о будущем, просили притянуть удачу. Во время ритуалов шаман перемещался в другие миры, где общался с духами, искал и находил заплутавшие людские души. Шаман также владел силой вызывать бурю, дождь, гром и молнию.
Кроме того, перед отправлением экспедиции в трудный путь вниз по реке, эвенкийский шаман устраивал так называемые проводы, совершая обряды с деревянным идолом тайменя (дельбона). Это было необходимо для разведки фарватера и успешного завершения экспедиции. Ритуал общения с духами, или камлание, происходило без бубна и без шаманского костюма. Шаман сидел в чуме на символическом плоту и держал в правой руке за хвост идол дельбона, обращенного головою вниз.
Находясь в таком положении, он раскачивался вправо и влево и пел, изображая диалоги с дельбоном. Ткнув дельбона головой в землю, шаман приказывал быстро плыть по течению реки Чуни, внимательно рассматривать дно реки, и на каждом плесе и у каждого поворота докладывать шаману о результатах разведки.
Бубен считался отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента всегда внимательно следили. После смерти шамана его инструмент, как и другие вещи, разрезали — эвенки верили, что в загробном мире всё будет выглядеть целым. Разрезанные вещи складывали на могилу шамана.