Традиционной одеждой евреек были шелковые или хлопковые юбки, распашные кофты с жилеткой и нагрудные украшения. Под влиянием моды разных стран, где жили евреи, а также ограничений прав на ношение национальной одежды иудейский костюм постоянно менялся. Три компонента одежды оставались обязательными: нагрудник-брустихл, головной убор и передник.
Повседневный брустихл представлял собой полосу ленты от горловины платья до пояса. Изящество шелковой ткани подчеркивали деликатной вышивкой. Нагрудник для девушек был символом скромности и чистоты, а также оберегом от сглаза.
Для яркого и нарядного праздничного брустихла делали основу из плотного картона или холста. Ее обшивали шелком, бархатом или парчой. Ткань украшали блестками, золотным шитьем, мишурной нитью, вставками из цветного стекла и искусственного жемчуга. Особенную роскошь добавляло испанское металлизированное кружево.
Во второй половине XIX века металлическое кружево производили в Восточной Галиции и в Могилевской губернии. Мастерами были только мужчины. Кружево использовали для украшения одежды и текстиля синагоги: ермолок, талесов, парохетов и капоретов. Эта техника была очень популярна у еврейского населения Польши, России и Австро-Венгрии.
Дорогие парадные брустихлы берегли в семье и передавали от бабушки к внучке на протяжении многих поколений. К началу XX века нагрудники вышли из употребления, но благодаря наследованию хорошо сохранились и вошли в музейные собрания. Брустихлы из коллекции Российского этнографического музея украшены полосами бархата, золотым шитьем, блестками, фольгой, вставками цветного стекла и жемчугом. По краям пришиты полосы металлического испанского кружева shpanier arbet.
В музейных коллекциях есть женское фабричное украшение в виде шелкового платка квадратной формы. Этот предмет тоже записан как брустихл — в сложенном виде платок прикреплялся у ворота на груди. Это говорит об устойчивости традиции женских нагрудников и вариативности их форм. В ортодоксальных еврейских семьях брустихлы входили в состав женского костюма вплоть до революции 1917 года.
Повседневный брустихл представлял собой полосу ленты от горловины платья до пояса. Изящество шелковой ткани подчеркивали деликатной вышивкой. Нагрудник для девушек был символом скромности и чистоты, а также оберегом от сглаза.
Для яркого и нарядного праздничного брустихла делали основу из плотного картона или холста. Ее обшивали шелком, бархатом или парчой. Ткань украшали блестками, золотным шитьем, мишурной нитью, вставками из цветного стекла и искусственного жемчуга. Особенную роскошь добавляло испанское металлизированное кружево.
Во второй половине XIX века металлическое кружево производили в Восточной Галиции и в Могилевской губернии. Мастерами были только мужчины. Кружево использовали для украшения одежды и текстиля синагоги: ермолок, талесов, парохетов и капоретов. Эта техника была очень популярна у еврейского населения Польши, России и Австро-Венгрии.
Дорогие парадные брустихлы берегли в семье и передавали от бабушки к внучке на протяжении многих поколений. К началу XX века нагрудники вышли из употребления, но благодаря наследованию хорошо сохранились и вошли в музейные собрания. Брустихлы из коллекции Российского этнографического музея украшены полосами бархата, золотым шитьем, блестками, фольгой, вставками цветного стекла и жемчугом. По краям пришиты полосы металлического испанского кружева shpanier arbet.
В музейных коллекциях есть женское фабричное украшение в виде шелкового платка квадратной формы. Этот предмет тоже записан как брустихл — в сложенном виде платок прикреплялся у ворота на груди. Это говорит об устойчивости традиции женских нагрудников и вариативности их форм. В ортодоксальных еврейских семьях брустихлы входили в состав женского костюма вплоть до революции 1917 года.