Братина, или братына — это праздничный сосуд для браги, меда и пива. В губерниях России эта чаша называлась братиной, поскольку из неё пили напитки на братчинах — пированиях в складчину на Николин день, Покров или Рождество, а также на Масленицу и храмовой праздник. Обычно на таких застольях решались внутренние вопросы сельского или городского общества. Цари, бояре, богатое купечество использовали братины из золота и серебра, а в народе бытовали деревянные и медные. На крестьянских братинах орнаментов не было, но большую часть округлого тулова покрывали прочеканенными «ложками» удлиненной формы, которые придавали силуэту пластичность и изящество.
В Дворец Наместника, представленная в экспозиции братина, попала из Тобольского музея изящных искусств, существовавшего в начале XX века. Подобные предметы, бытовавшие на территории Западной Сибири, были привозными и изготавливались на заводах Урала — крупнейшего центра металлургической промышленности. Братина из коллекции Тобольского музея — это красномедный сосуд горшкообразной формы, тулово которого расчеканено «ложками», между которыми ромбы с чешуйчатым орнаментом. В «ложках» чередуются изображения птиц и животных в разных позах. Под венчиком надпись: «Братина добра человека».
Обычно братины делали чашевидной формы с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой, припаянной к тулову. Но экземпляр из Тобольского музея-заповедника заметно отличается от основной массы подобной посуды — он имеет горшковидную форму.
Историки считают, что такие сосуды возникли на Востоке. Известно, что в XIII–XIV веках Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготовляли медные чаши, котелки, ковши, подсвечники, которые расходились по России. Такое копирование постепенно привело к тому, что на территории Московского государства появилась устойчивая форма металлической посуды, имеющей свое «русское» наименование. С началом деятельности горнозаводской промышленности на Урале, развилось и производство предметов домашнего обихода. В частности, уральские мастера стали изготавливать такой вид посуды, как братина.
В Дворец Наместника, представленная в экспозиции братина, попала из Тобольского музея изящных искусств, существовавшего в начале XX века. Подобные предметы, бытовавшие на территории Западной Сибири, были привозными и изготавливались на заводах Урала — крупнейшего центра металлургической промышленности. Братина из коллекции Тобольского музея — это красномедный сосуд горшкообразной формы, тулово которого расчеканено «ложками», между которыми ромбы с чешуйчатым орнаментом. В «ложках» чередуются изображения птиц и животных в разных позах. Под венчиком надпись: «Братина добра человека».
Обычно братины делали чашевидной формы с вертикальным бортиком и низкой цилиндрической подставкой, припаянной к тулову. Но экземпляр из Тобольского музея-заповедника заметно отличается от основной массы подобной посуды — он имеет горшковидную форму.
Историки считают, что такие сосуды возникли на Востоке. Известно, что в XIII–XIV веках Волжская Булгария торговала через золотоордынские центры со странами Востока и Средиземноморья. По привозным образцам местные мастера изготовляли медные чаши, котелки, ковши, подсвечники, которые расходились по России. Такое копирование постепенно привело к тому, что на территории Московского государства появилась устойчивая форма металлической посуды, имеющей свое «русское» наименование. С началом деятельности горнозаводской промышленности на Урале, развилось и производство предметов домашнего обихода. В частности, уральские мастера стали изготавливать такой вид посуды, как братина.