Браслет из коллекции Астраханского музея-заповедника археологи нашли в 1980 году на территории Селитренного городища, Харабалинский район, Астраханская область. По мнению ученых, его создали в XIV веке нашей эры.
Экспонат представляет собой распрямленный браслет, на котором выгравирован орнамент. В центре изображен «узел счастья». Этот узор пришел в Восточную Европу и Среднюю Азию вместе с монголами в XII–XIII веке, а потом распространился на огромной территории и сохранился как декоративный элемент в народном искусстве монгол, народов Поволжья и Средней Азии до наших дней.
«Узел счастья» — символ тибетской мифологии, который означает бесконечную мудрость. Поскольку узел не имеет ни начала, ни конца, он также олицетворяет переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.
Появление «узла бесконечности» на предметах материальной культуры Золотой Орды в первую очередь связывается с религиозными предпочтениями первых монгольских правителей.
Концы украшения с наружной стороны декорированы гравированным изображением «львиных личин». Так называемые «львиноголовые браслеты» были широко распространены в регионе средневекового Востока. Исследователи относят их к кругу изделий, которые создавали золотоордынские ювелиры, а некоторые ученые находят в орнаментах восточные (малоазийско-иранские) истоки. Изображение льва можно интерпретировать как символ благосостояния, плодородия, знатности и благопожелания женщине, которая носит такое украшение.
Третье изображение на браслете — изображение «кудрявых» облаков с сильно удлиненными «хвостами». Они выгравированы на наклонных поверхностях браслета. Мотив изображения таких облаков встречается в средневековых древностях в различных вариациях на огромной территории — от Дальнего Востока до Восточной Европы — и на самых разных изделиях. Среди них — костяные накладки колчана, керамика и другие.
В 2005 году браслет вместе с другими ценностями из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Золотая Орда: история и культура» в Казани (под научным руководством Государственного Эрмитажа).
Экспонат представляет собой распрямленный браслет, на котором выгравирован орнамент. В центре изображен «узел счастья». Этот узор пришел в Восточную Европу и Среднюю Азию вместе с монголами в XII–XIII веке, а потом распространился на огромной территории и сохранился как декоративный элемент в народном искусстве монгол, народов Поволжья и Средней Азии до наших дней.
«Узел счастья» — символ тибетской мифологии, который означает бесконечную мудрость. Поскольку узел не имеет ни начала, ни конца, он также олицетворяет переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.
Появление «узла бесконечности» на предметах материальной культуры Золотой Орды в первую очередь связывается с религиозными предпочтениями первых монгольских правителей.
Концы украшения с наружной стороны декорированы гравированным изображением «львиных личин». Так называемые «львиноголовые браслеты» были широко распространены в регионе средневекового Востока. Исследователи относят их к кругу изделий, которые создавали золотоордынские ювелиры, а некоторые ученые находят в орнаментах восточные (малоазийско-иранские) истоки. Изображение льва можно интерпретировать как символ благосостояния, плодородия, знатности и благопожелания женщине, которая носит такое украшение.
Третье изображение на браслете — изображение «кудрявых» облаков с сильно удлиненными «хвостами». Они выгравированы на наклонных поверхностях браслета. Мотив изображения таких облаков встречается в средневековых древностях в различных вариациях на огромной территории — от Дальнего Востока до Восточной Европы — и на самых разных изделиях. Среди них — костяные накладки колчана, керамика и другие.
В 2005 году браслет вместе с другими ценностями из коллекции Астраханского музея-заповедника экспонировался на выставке «Золотая Орда: история и культура» в Казани (под научным руководством Государственного Эрмитажа).