Бляхи — поясные пряжки — нашли в элитном погребении среднесарматского периода (II век до нашей эры — середина I века нашей эры). Это погребение в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района было открыто и разрушено, когда здесь в 1984 году прокладывали водопроводную траншею.
Отлитые из золота пряжки выполнены в форме ежей. Древний мастер изобразил их лежащими, передние лапки животных вытянуты вперед. По бокам и сзади их обвивают змеи, образуя «гераклов узел» — прямой узел, при котором концы обеих веревок проходят в петли друг друга. Спереди в углах пряжек помещено по головке грифона. Глаза и уши ежей выполнены в форме крупных каст — особых оправ, которые чеканили отдельно от ювелирного изделия, а после припаивали на основу. В такие касты вставляли дополнительные драгоценные украшения. Ежи из нашей коллекции декорированы вставками из цветного камня, стекла и пасты. Их уши и глаза, а также головки грифонов украшают более крупные камни, а спинки усыпаны множеством мелких камней в небольших кастах.
Украшения созданы в скифо-сарматском зверином стиле, характерном для Сибири. Этот стиль формировался с VII по IV век до нашей эры. Для него было характерно, что драгоценности декорировали изображениями животных, которые покрывали цветными вставками. У каждого животного было свое смысловое магическое значение. Чаще всего изображали оленей, баранов, птиц или хищных кошек. Например, еж в нашем случае выступает триумфатором, который победил змей и грифонов.
У пряжки есть отверстие, в которое можно было продеть ремень. Особого внимания заслуживает то, что в бляхах есть потайные отделения — под крышками пряжки и наконечника ремня. Известно, что еще со времен античности, как сообщали письменные источники разных эпох, — в подобных крохотных секретных емкостях в украшениях хранили яд. Но в бляхах при проведении анализа ничего не обнаружили, возможно, сармат, которому они принадлежали, там ничего не хранил.
В 2005 году бляхи из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Отлитые из золота пряжки выполнены в форме ежей. Древний мастер изобразил их лежащими, передние лапки животных вытянуты вперед. По бокам и сзади их обвивают змеи, образуя «гераклов узел» — прямой узел, при котором концы обеих веревок проходят в петли друг друга. Спереди в углах пряжек помещено по головке грифона. Глаза и уши ежей выполнены в форме крупных каст — особых оправ, которые чеканили отдельно от ювелирного изделия, а после припаивали на основу. В такие касты вставляли дополнительные драгоценные украшения. Ежи из нашей коллекции декорированы вставками из цветного камня, стекла и пасты. Их уши и глаза, а также головки грифонов украшают более крупные камни, а спинки усыпаны множеством мелких камней в небольших кастах.
Украшения созданы в скифо-сарматском зверином стиле, характерном для Сибири. Этот стиль формировался с VII по IV век до нашей эры. Для него было характерно, что драгоценности декорировали изображениями животных, которые покрывали цветными вставками. У каждого животного было свое смысловое магическое значение. Чаще всего изображали оленей, баранов, птиц или хищных кошек. Например, еж в нашем случае выступает триумфатором, который победил змей и грифонов.
У пряжки есть отверстие, в которое можно было продеть ремень. Особого внимания заслуживает то, что в бляхах есть потайные отделения — под крышками пряжки и наконечника ремня. Известно, что еще со времен античности, как сообщали письменные источники разных эпох, — в подобных крохотных секретных емкостях в украшениях хранили яд. Но в бляхах при проведении анализа ничего не обнаружили, возможно, сармат, которому они принадлежали, там ничего не хранил.
В 2005 году бляхи из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировались на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.